Выставка «Наедине с землей»
Выполненные как цифровые фотографии, они в то же время выражают принципы коллажного метода работы. Автором использованы фотоизображения скульптур С.Д. Эрьзи для репрезентации их в другом смысловом контексте, словно перемещенные в другое «измерение», оригинально трактемые в ином, плоскостном смысловом контексте. Но глядя на эти работы, зрители обнаруживают, что плоскость обретает объемность и наполняется звучанием жизни.
Музей дает возможность зрителю увидеть произведение-подлинник, однако, музей — не единственное и окончательное место для показа произведения. Пространство виртуальной реальности позволяет работать с произведениями, сделанными другими авторами и в другое время. В серии фотографий «Наедине с землей» произведения Эрьзи — «главные герои». Среда и фон при этом конструируют «новую реальность», которая направлена на зрительскую фантазию. Помещенные в концептуальное поле, произведения скульптуры приобретают новое качество, получают другой художественный статус. Меняется их жанровая определенность и смысловое наполнение.
Земля и небо — не только пространство жизни человека, но и координаты его познания. Работы Эрьзи, условно изъятые из музейной среды, помещены автором в эти координаты познания с помощью фотомонтажа. Рукотворная форма скульптуры сливается с природной в фотографическом пространстве пейзажа, совмещается в одну ландшафтную образность. Природная среда дополняет образ человека, вносит новые смыслы. Один из этих смыслов раскрывает фраза древнекитайского философа: «Небеса, земля и я — у нас все одни корни; вещи, которым десять тысяч лет и я, сделаны из одного и того же».
Работа скульптора, выполненная в материале как вещь, приобретает новую материальность в окружающей среде и начинает существовать как частично природный объект. Это позволяет увидеть ее «масштаб» как единый с природным. Сделанное руками скульптора лицо, становится объектом, выходящим за пределы ограниченной индивидуальности и обыденного опыта, получает свойственные природе черты бесконечности. Зритель при этом занимает положение стоящего на границе мира. Он — путешественник и наблюдатель одновременно.
Творчество С.Д. Эрьзи способно увлечь в подобное путешествие. Его образы пронизаны мистической связью с природой и осознанием человека как части природы.