Лекция «Делфт и Ян Вермеер»
XVII век в голландском искусстве — это век живописи. Ни в какой другой стране до этого живопись не имела такого широкого распространения и не проникала так глубоко в жизнь людей, как в Голландии XVII века. Появляется бесчисленное множество живописцев, складывается масса художественных центров. Одним из таких очагов искусства был — Делфт. Источником вдохновения для голландского художника служила реальная жизнь во всем ее многообразии, поэтому развиваются такие жанры как бытовой, натюрморт, пейзаж, портрет. Среди голландских жанристов Вермеер выделяется масштабностью, яркость и полнокровностью образов, которые воплощены у него в почти монументальных формах. Не написавший ни одного чистого натюрморта, Вермеер, тем не менее, считается мастером этого жанра. Художник использовал способ наложения мазка, не свойственный ни кому из его современников — он работал мелкими точечными ударами кисти, а фактуру писал с таким наслаждением, что смотреть на нее без наслаждения невозможно. Среди его творческого наследия — два пейзажа, всего два, но оба можно причислить к лучшим образцам пейзажного искусства. Удивительно, но уже через несколько лет после смерти имя Вермеера было забыто. Его открыли только в середине XIX века, когда живописцы обратились к пленэру. Оказалось, что еще в XVII веке жил художник, который мастерски пользовался световыми приемами и писал именно с живой натуры.
Одно из замечательных свойств картин Вермеера — законченная гармоничность, он не иронизирует, не жалеет, не потрясает, он просто восхищается жизнью.
Лектор — искусствовед Ухрянченко Елена Федоровна.