Выставка «Антропология денег»
Закарья Закарьяев — один из самых популярных и любимых дагестанских художников последнего десятилетия. Причем, у зрителей самого разного возраста и уровня. Немалую роль в этом играет, безусловно, личное обаяние художника, активная жизненная позиция и позитивная энергия, исходящая от него и его произведений. Всенародная любовь — хорошо это или не очень? Однозначного ответа здесь, конечно, быть не может, несомненно одно: популярность всегда свидетельствует о востребованности обществом, или какой-то его частью, идей автора, преподнесенных в эстетически доступной форме. А плодовитость автора в данном контексте — результат этой востребованности.
Глобально художник подошел к теме денег именно в проекте «Антропология денег». Здесь автор идет дальше и радикализм его творческого метода беспределен. Его привлекает лаконичная и идеальная форма монеты, градация размеров, выбитый текст создает определенную фактуру. Оказывается, из монет можно делать абсолютно все: от животных и пресмыкающихся до человеческого черепа, от буханки хлеба до свадебного платья, от знаменитой машины-копейки до символического денежного потока. Все можно превратить в «нал», даже бессмертную Джоконду. Мысль, конечно, не новая, но ее актуальность от этого не уменьшается. Названия большинства работ говорящие — «Лимоны», «Золотой телец», «Деньги к деньгам», «Длинный рубль», «Золотое руно», «Суета сует» и др. Художник или использует «природный» цвет монет и их фактуру, играет на контрасте «серебра» и «золота», но может покрывать их черным лаком, белым или бронзовым аэрозолем, добиваясь определенного декоративного эффекта. Многие из его творений вполне эстетичны и смогли бы украсить любой современный интерьер.