Лекция «Графический дизайн в Японии и Таданори Ёко»
Лекция посвящена истории развития графического дизайна в Японии от классической японской гравюры укиё-э до творческого наследия Икко Танаки, Сигэо Фукуды, Кадзумасы Нагаи и месту и роли графических работ Таданори Ёко в национальном и мировом контексте.
Лекцию прочтет Диана Фармаковская — куратор выставки «Таданори Ёко. Искусство смыслов». Окончила исторический факультет МГУ им. Ломоносова и аспирантуру Государственного института искусствознания. Исследователь послевоенного и современного японского искусства, специалист по изучению творчества художника Таданори Ёко. Куратор таких прошедших в Музее Востока выставок, как «Полутень. Фотообразы Чхяю Ли» (2015), «Виктор Пивоваров. Лисы и праздники» (2015) и др.
Таданори Ёкó (р. 1936) родился в г. Нисиваки (префектура Хёго), с ранних лет работал оформителем афиш и реклам. В возрасте 24 лет стал штатным сотрудником крупного дизайн-бюро Nippon Design Center. С 1964 года — независимый графический дизайнер, оформляющий постеры, афиши и каталоги множеству значительных творческих единиц в послевоенной Японии. Ёко связывало тесное сотрудничество с писателем Юкио Мисимой, фотографом Эйко Хосоэ, режиссёрами и актёрами, основателями авангардных театров Сюдзи Тэраямой и Тацуми Хидзикатой. В 1960-е Ёко стал известным художником поп-арта, одним из первых обратившись к символам национальной гордости, забытым после поражения страны во Второй мировой войне — японскому флагу, ветке сакуры, изображению горы Фудзи. В 1968 г. Ёко оформил баннер для масштабной выставки графического дизайна в Нью-йоркском музее современного искусства «Word and Image», в 1972 г. стал первым японским художником, получившим приглашение провести персональную выставку в МоМА. В 1968 г. Ёко сыграл главную роль в фильме Нагисы Осимы «Дневник вора из Синдзюку». В 1970-е, увлекшись индуизмом и мистицизмом, Ёко Таданори создал серии графических работ с космическим чёрным фоном, в его творчество проникли религиозные и философские темы. В 1981 г., посетив ретроспективную выставку Пабло Пикассо в Нью-Йорке, Ёко решает оставить карьеру графического дизайнера и заняться живописью.
Подробнее читайте на сайте музея.