Лекция «Венеция и Тициан Вечеллио»
Тициан Вечеллио — один из величайших представителей высокого Возрождения в Италии. Это один из немногих мастеров, который прекрасно чувствовал время, в котором живут настоящие и будущие интересы и стремления художников. Его поздний период можно назвать предвестником нового стиля в изобразительном искусстве — барокко, наполненного страстями, переживаниями, глубиной выразительности.
Прожив большую и насыщенную жизнь, Тициан пережил всех своих близких друзей и родных. Эти тяжелые времена также отразились в его картинах, наполненных в периоды потерь особым звучанием цвета, ставшего наиболее важным формообразующим элементом произведений. Лиризм и меланхоличность пейзажных фонов первых картин сменились буйством и насыщенностью цветовой палитры, скульптурной лепкой формы в период формирования собственного стиля. В пору влюбленности и счастливой очарованности окружающим миром, радостными событиями в личной и деловой жизни яркость цветовой палитры красок приглушается и меняется на золотистую и светящуюся. Тогда рождаются картины, которые становятся невероятно популярными и сам художник их неоднократно копирует «Флора», 1515. Мифологические и религиозные сюжеты, многочисленные портреты, где раскрылось глубокое психологическое мастерство живописца. Посредством композиции, цвета, жестов, движений, взглядов и одежд мастер раскрывает внутренний мир своих героев так, что порой сами заказчики, не ожидая, получают в парадном изображении глубоко закрытые личные качества их натуры.
Но самые выдающиеся произведения были созданы в период с 1550-го года по 1576 год, т.е в последний период жизни и творчества великого живописца. Это «Смерть Актеона», 1554, «Венера перед зеркалом», 1555, «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е, «Св. Себастьян», 1560–1570, «Наказание Марсия», 1570, «Оплакивание Христа», 1573–1576. Это лишь немногие произведения, созданные в эти годы необычайно плодотворные и наиболее значимые в творческом наследии Тициана. В эти годы меняется и манера художника. Важным становится звучание главного через мерцающие искорки света, погруженного в общую атмосферу движения мыслей и чувств, поэтому все поясняющие детали ранних периодов больше не занимают художника, исчезает, или минимизируется повествовательность. Художник пишет по грубому подмалевку разбавленным открытым цветом и лаком. Композиции мастера теперь сложно рассмотреть вблизи, а на расстоянии они приобретают не с чем не сравнимую силу звучания и художественную выразительность.
Имя Тициана навсегда вошло в историю мирового искусства, а его наследие веками служило вдохновением для молодых художников и поэтов. Главный хранитель Ростовского областного музея изобразительных искусств Воробьева Ирина Олеговна расскажет о его творчестве.