Всероссийская научная конференция с международным участием «VIII Санкт-Петербургские научные чтения памяти Н. Клюева»
22 октября в конференц-зале Главного здания РНБ пройдет всероссийская научная конференция с международным участием «VIII Санкт-Петербургские научные чтения памяти Н. Клюева».
Тема: «Материнский архетип в творчестве Н.А. Клюева: Первообраз. Символ. Структура».
В эпоху стремительного движения мировых сообществ в направлении масштабной интеграции культур, развития идей сверхъединства и мегаобщества все отчетливей прослеживаются тенденции к сохранению этнической самобытности народов. В связи с чем возникает особый исследовательский интерес к определению своеобразия и роли культурных архетипов этнических групп — как базовых оснований коллективной памяти, позволяющих сохранять и транспонировать прошлое через символы и паттерны. В философии понятие «архетип» (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) рассматривалось со времен античной философии (Платон, Плотин, Филон Иудейский, Августин Блаженный (Аврелий), Дж. Беркли, И. Кант). Архетипу присуще креативное начало, поскольку в процессе интеллектуально-речевой деятельности человека он может создавать «свой собственный мир», «свой ментальный мир» — метаконцепт (А. Большакова).
Архетип Матери, прообраз которой является древнейшим во всех культурах, воплощает в себе «идеальные» характеристики ментальности «женского мира». Так, многие женские персонажи в славянской мифологии сводятся к единому синкретичному образу — образу Великой Богини-Матери, Матери сырой земле.
Особое место женское начало занимает в христианской культуре. Женский лик имеет сама христианская церковь — Мать-заступница за мучеников веры, утешительница. Но исключительное место занимает образ Богородицы. Эта особая символическая связь Русской земли, России и Богородицы ощущается во многих произведениях Николая Клюева.
В этом году на научной конференции предлагается рассмотреть в произведениях Николая Клюева художественные проекции архетипа материнства — сложного культурного кода гармонии и порядка, противостоящего разобщенности и хаосу:
- созидательное и разрушительное начало;
- символы вечности, бытия;
- материнский архетип и «метаязык культуры» — уникальный культурный код, совокупность определенных архетипов, концептов, констант (Ю Лотман, Р. Якобсон) как один из компонентов уникального кода культуры, связь с природными циклами смерти и воскрешения;
- женское начало как основа мира, стабильности;
- пространственные и предметные проекции архетипического: локусы и предметы с «пронимальной» символикой (термин Т. Щепанской, используемый для обозначения проемов и углублений природных и культурных объектов);
- материнский архетип как принцип «минимального универсума» (В. Немировский, Д. Невирко), основывающегося (как минимум) на двух полярных противоречиях, которые находят выражение в понятиях бинарных оппозиций: жизнь — смерть, связность — бессвязность, гармония — хаос и т. п.;
- грани человеческого характера (всепрощение, жертвенность, жизненная сила, стойкость, доброта);
- цветовая палитра, отражающая архетип материнства в поэтических текстах Н. Клюева.