Выставка «Послание странника. Шавкат•А»
Выставка является частью проекта «Пространство Шавкат•А», который в Год российского кино реализуется совместно Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником и Новгородским областным киносервисом.
На выставке представлены произведения известного советского и российского художника, актёра, писателя, режиссёра Шавката Абдусаламова. Его имя хорошо известно в мире культуры. Он работал с Андреем Тарковским, Микеланджело Антониони, Али Хамраевым, Элемом Климовым, снимался в игровом кино, писал сценарии. Им восхищался Тонино Гуэрра. Его картины хранятся в Третьяковской галерее, в коллекции Нэнси и Нортона Доджей в США. Шавкат Абдусаламов — автор романов «Единорог» и «Собачий шейх». Личность насколько уникальная, настолько и универсальная.
В экспозицию мастера вошли более ста работ: живопись, графика, коллажи, эскизы декораций и костюмов к фильмам, театральным постановкам, а также фотографии и печатные издания.
Картины художника необычны. По сути — это глубоко личные воспоминания, спроецированные на воспоминания общечеловеческие. Это мифологизация судьбы одного человека — может быть своей собственной, соотнесение ее с главными мифами последних тысячелетий — мифами мировых религий — христианства, иудаизма, ислама.
Но художник идет еще дальше. Он не ведет религиозных диспутов, не выносит приговора той или иной религии. Он ощущает потребность в единении всего земного.
Творчество Шавката чрезвычайно разнопланово. Отдельное место в нем занимают эскизы к фильмам и театральным постановкам, в которых преобладают свободное владение стилем изображаемого времени и явно выраженное стихийно-эмоциональное начало.
В самостоятельный блок можно выделить коллажи или объекты, объединенные темой человеческой памяти, в которых иконное поле органично сопряжено с человеческим. История семьи, рода и времени передается через художественный диалог образов и предметов — потускневших фотографий, гирлянд старых пуговок, конфетных оберток, солдатских медальонов и «наивной» живописи. Подобный творческий жест в представлении художника-философа — возможность сохранить или вернуть жизнь всем, запечатленным на старых фотографиях.