Выставки

Набивное искусство

Событие завершилось

Среди приёмов украшения тканей существовал ручной способ их орнаментации путём набивки. Такие ткани назывались «набивные». Это производство было доступным и вполне удовлетворяло эстетическим потребностям, которые жили в наших предках.

        Набивное дело нередко кормило целые уезды. Но, несмотря на это, сведений о набойных мастерских, мастерах-набойщиках сохранилось очень мало, так как это искусство считалось настолько обыденным, что о нём не считали нужным говорить и писать. В нашем городе набойным промыслом занимались многие, а именно: купцы 3 гильдии Н.И. и И.И. Пашковы — набойчатый промысел, купцы 2 гильдии вдова А.В. Бородулина и её дети — полотняная фабрика, купец 2 гильдии И.Я. Костентинов — полотняная фабрика, купец 2 гильдии В.А. Меншиков — полотняная фабрика и красильни, купец 2 гильдии Н.А. Абросимов — полотняная фабрика, купец 1 гильдии И.И. Масленников — ситцевая фабрика, набойчатая светлица, купец 1 гильдии П.Ф. Шевелкин —фабричный ткацкий промысел, фабрика И.И. Масленикова — 1775 года и выбойчатые фабрики Ф.А. Горяинова — с 1773 года, и Василия Михайлова, сына Масленикова с 1795 года.

      Уже в 12 веке на Руси существовало искусство украшения тканей, об этом свидетельствуют даже исторические документы. Искусно украшенные ткани, предназначались для оформления церковного облачения, шатров, служили переплетным материалом для книг. В 16 веке ремеслом нанесения рисунка на ткань стали заниматься специальные мастера набойщики или, как их еще называют мастера крашенинники, которые с помощью резных набойных досок вручную печатали узоры на ткани.  Красильно-набивное дело развивалось, а после отмены 1775 монополии на фабричное ситценабивное производство, возросло число мастеров и мелких кустарных мастерских. С развитием индустрии форма и размеры набойки меняются, они становятся мельче. На ней вырезаются только основной элемент узора, то есть основную часть преимущественно простого мелкого растительного узора.

        От специалистов, (манерщиков) изготовление набивных досок требовалось большое мастерство. Они были довольно высокие (8,7 х 7,7 х 3 или 19,2 х 18,1 х 4 см) составлялись они из нескольких плоских и хорошенько высушенных деревянных дощечек. Манера собиралась на клей обычно из трех слоев. Для этого бралась древесина от разных по плотности деревьев: груша и орех — твердая по структуре древесина, а для средней части более дешевую сосна, ель, береза, липа. После того, как формы уже были собраны, их опиливали под углом 45 — 60 градусов, а по бокам делали выемки для рук, чтобы было удобнее набойщику при работе. Для того, чтобы форма не расклеивалась, ее пропитывали масляной краской.  Для воспроизведения мелких узоров в конце XVIII — начале XIX века усовершенствовали набивные доски. В них вставляли сделанные из медной латуни отдельные тончайшие детали рисунка.

         Образцы набойных досок и набивных тканей бережно хранятся сотрудниками музея, используются в экспозиции.

Сведения предоставлены организацией МБУК «Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна