Концерт «Прометей»
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова:
- дирижер — Владимир Юровский;
- Екатерина Кичигина (сопрано);
- Лилианна Петрусенко (сопрано);
- Надежда Гулицкая (сопрано);
- Александра Кадурина (меццо-сопрано, Украина);
- Борис Пинхасович (бас-баритон);
- Максим Михайлов (бас);
- Евгений Цыганов (художественное слово);
- Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского;
- Игорь Золотовицкий (художественное слово);
- Камерный хор Московской консерватории;
- Игорь Яцко (режиссер, художественное слово);
- ведущий концерта — Рауф Фархадов.
В программе — К. Орф, «Прометей» для солистов, хора и оркестра по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей».
В последний вечер IV Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» Владимир Юровский представил уникальную премьеру — оперу Карла Орфа «Прометей».
Свою «античную трилогию» — «Антигону», «Эдипа» и «Прометея» — Орф писал в течение тридцати лет. Сам композитор называл ее «переводом классических произведений Софокла и Эсхила на язык современности».
«Прометей» — наиболее радикальная из трех «античных» работ Орфа. Если в первых двух композитор использовал немецкие переводы текстов, то в «Прометее» он взял за основу оригинальный, без каких-либо сокращений, древнегреческий текст Эсхила и попытался пересказать современным ему звуковым языком музыкальную часть античной драмы.
По традиции античный «оркестр» подчеркивал драматические моменты действия и изображал природные катаклизмы. Это попытался сделать и Орф. В его оркестре используется расширенная духовая группа (по шесть флейт, гобоев, труб, валторн и кларнетов) и трехкратно усиленная ударная группа (одиннадцать музыкантов играют на самых разнообразных инструментах, включая древние и экзотические), четыре рояля, орган и четыре арфы. Из струнной группы в исполнении участвуют только девять контрабасов.