Спектакль «Академия смеха»
Драматург Коки Митани очень знаменит и любим у себя на родине в Японии. Спектакли по его пьесам и кинокомедии по его сценариям популярны не только потому, что это смешные и легкие истории, они в то же время не лишены нот грусти и всегда призывают к размышлениям.
Первоначальный вариант пьесы «Академия смеха» Коки Митани отличается от интернационального, который дошел до нас в переводе Дмитрия Лебедева. Здесь у героев уже нет имен, они стали безымянными Автором и Цензором. Исторические и национальные реалии (Вторая мировая война, тяжелое положение Японии) отошли в сторону, пьеса стала притчевой. На первый план вышла трагичная и смешная история противостояния Автора и Цензора. Последнего не устраивает то один, то другой сюжетный поворот в пьесе Автора. Всё переписать нужно за ночь — иначе спектакль рискует никогда не попасть на подмостки. Великолепный психологический поединок между героями с неожиданным финалом.
Для нашего времени спектакль также актуален. Все больше голосов звучит за введение цензуры, все теснее становятся рамки, в которых дозволительно художнику творить. Над многими вопросами предлагает поразмыслить спектакль «Академия смеха»: Нужна ли цензура современному художнику? Насколько строг должен быть критик к автору, и автор к самому себе? Что такое свобода для художника?
Кроме того, в спектакле воссоздается сам процесс творчества, а также сотворчества двух человек; процесс увлекательный, стихийный, за которым интересно наблюдать потому, что неизвестно, к чему он приведет.