Лекция «Визуальные технологии и новая художественная реальность»
В лекции рассматривается рождение техногенной реальности как второй природы и ее художественное осмысление. Структура этой реальности определяется новой оптикой, основанной на фотографии и кинематографических принципах. Образность новой художественной материи переходит в иную историческую фазу и лишается солнечного света. Это пограничное состояние, отмеченное искусством импрессионизма и футуристическими стратегиями, находит свое выражение в культуре пуантилизма, в супрематизме Казимира Малевича, в его легендарной постановке «Победа над солнцем», фокусируясь в беспредметности микромира Василия Кандинского.
Появление особого зрения, способного обнаруживать внутреннее строение материи и вместе с тем комбинировать ее элементы, исторически неотделимые от открытий в физических и биологических науках: теория относительности Альберта Эйнштейна, генетические исследования и хромосомная теория, строение атома в работах Пьера и Марии Кюри. Чувственные формы визуальной культуры, окрашенные интеллектуальной рефлексией, позволили искусству выявить внутренние измерения новой техногенной эпохи. Они подтвердили реальность геометрии Поля Сезанна, конструктивные начала в космологии Казимира Малевича и психоделическую образность Василия Кандинского.