Лекция и показ фильма «Сломанные побеги»
9 сентября в актовом зале Нового здания Российской национальной библиотеки состоится показ фильма «Сломанные побеги» (США, 1919 г.) в рамках кинолектория «Новые формы чувственности».
Режиссёр — Дэвид Уорк Гриффит.
В ролях: Л. Гиш, Р. Бартелмесс, Д. Крисп, и др.
Автор и ведущая цикла — киновед Ирина Марголина.
Новые формы чувственности — это новые формы киноязыка, всполохи творческой интуиции, прозрения, целые авторские миры, но главное — это новый способ видеть. Это фильмы, которые установили новые законы, это десятки персонажей, которые изменили взгляд на время, расстояние, психологию и сексуальность в кино. Поначалу для кино невозможен был крупный план: зрители видели лишь странное зрелище — отдельную часть тела, увеличенную в десятки раз и зависшую над кинозалом, но спустя десятилетие — крупный план превратился в привычный прием, которым выделяли необходимую деталь, ставили смысловой акцент.
В «Сломанных побегах» Д.У. Гриффит дает еще одно измерение для крупного плана — переключение повествования во вневременную ось. Это чистая киноматерия, когда ни один титр, ни одно литературное построение не заменит крупного плана Лилиан Гиш, когда вокруг ее ангельской шевелюры клубятся в расфокусе серые портовые дымы. Новые формы чувственности — это слово, которое растворилось безвозвратно в изображении, это сюжет, немыслимый вне кино…
«Сломанные побеги» — это история преследуемой жестоким отцом-боксером пятнадцатилетней девочки, которую пытается защитить влюбленный в нее китаец.
Проблема отцов и детей чрезвычайно остро звучит в фильме Дэвида Уорка Гриффита — художника не только визуального, но и, в первую очередь, — духовного.