Выставка «Московские ротонды»
«Ротонда — круглое в плане здание». Так звучит сухое определение из архитектурного словаря. Казалось бы, чего тут особенно интересного? А между тем «круглые в плане здания» удивительным образом манят к себе. Есть в них что-то неподвластное человеческому — нет, не разуму (с разумом всё ясно: взял циркуль, начертил, построил) — а скорее человеческому ощущению.
Глядя на ротонду снаружи, вы испытываете чувство лёгкого волнения: вроде бы всё в порядке, но что-то не так. У здания есть фасады, на фасадах — окна, между окнами — колонны. Но нет ни одного угла. Нет ни начала, ни конца. Круглящийся объём создаёт впечатление бесконечности. Это впечатление быть может ложное, но от этого не менее сильное. А бесконечность нельзя ни познать, ни охватить взором, ни даже помыслить.
На выставке представлены фотографии недавно воссозданной ротонды в Новом Иерусалиме (1756–1759 гг., архит. Ф.Б. Растрелли, К. И. Бланк) и самых главных храмов-ротонд Казакова: церкви Филиппа Митрополита (1777–1788 гг.), церкви Вознесения на Гороховом Поле (1788–1793 гг.); церкви Космы и Дамиана на Маросейке (1791–1803 гг.) и церкви Царевича Димитрия в Голицынской больнице (1796–1801 гг.). Также можно увидеть фотографии церкви Всех Скорбящих Радости на Б. Ордынке, перестроенной в 1783–1791 гг. В.И. Баженовым из более древней. Ротонду к этому храму в 1823–1836 гг. пристроил О.И. Бове.