Над чем смеются композиторы
Подавляющее большинство музыкальных «шуток» и «юморесок» практически не имеют ничего общего с юмором в нашем понимании. Такие пьесы, как «Шутка» Баха, «Юмореска» Дворжака или «Юмореска» Рахманинова, могут вызывать восхищение, но не смех — даже при очень сложной цепочке культурных ассоциаций. Это скорее своеобразные «шутки гениев», написанные легко, не вполне всерьез.
«Скерцо» в переводе с итальянского означает «шутка». Первоначально скерцо было одной из частей классической симфонии, иногда заменявшей традиционный менуэт, а потом стало самостоятельным музыкальным жанром. Основные признаки скерцо — стремительный темп и трехчастная форма. Но в самой музыке скерцо юмор присутствует далеко не всегда, как, например, в скерцо Фредерика Шопена. Исключением являются скерцо, написанные намеренно смешно, — юмористическое скерцо «Кот и мышь» Копленда. Юмор в этом скерцо проявляется в звукоизобразительности — в частности, в передаче кошачьего мяуканья звуками фортепиано или в изображении стремительной погони кота за мышью.
Иногда юмористическая идея проявляется не в музыке, а в названии. Знаменитое Рондо Бетховена — стремительное, мощное и яростное, возможно, воспринималось бы совсем по-другому, если бы не авторский подзаголовок «Ярость по поводу утерянного гроша».
Любителем смешных названий был Эрик Сати. Среди его произведений можно обнаружить «Вялые прелюдии для собаки», «Бюрократическую сонатину», «Изысканные вальсы пресыщенного жеманника». Но в самой музыке ничего смешного.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.