Выставка «Шедевр в фокусе»
В пятницу 12 августа в 15:00 в Музее изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре) пройдёт открытие выставки одной картины из собрания Дальневосточного художественного музея. Речь идёт о единственном произведении Кузьмы Петрова-Водкина на Дальнем Востоке — портрете 1936 г. «Дочь рыбака».
В 2016 году Дальневосточный художественный музей отмечает свой юбилей — 85 лет со дня основания. Сегодня это крупнейший музей изобразительного искусства на Дальнем Востоке России, открывшийся в Хабаровске в 1931 году. В наши дни собрание ДВХМ насчитывает 16 тысяч экспонатов. В составе собрания музея находятся произведения древнерусского, русского, советского и современного периодов, зарубежного изобразительного искусства, образцы творчества народов Приамурья и Севера Дальнего Востока России. Произведения русских мастеров XX века, таких как, Илья Машков, Игорь Грабарь, Пётр Кончаловский, Мартирос Сарьян, Кузьма Петров-Водкин, составляют ядро музейной коллекции советского искусства.
С полотен Петрова-Водкина открываются экспозиции русского искусства XX века в Третьяковской галерее и Русском музее. Из сына простого сапожника он вырос в европейскую знаменитость. Свои первые знания о живописи он получил в иконописной мастерской. А с открытиями западного искусства знакомился в частных академиях Парижа. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. В собрании Дальневосточного художественного музея находится единственная на Дальнем Востоке работа этого выдающегося художника «Дочь рыбака».
Картина «Дочь рыбака», созданная в 1936 г., поступила в собрание ДВХМ из Государственной Третьяковской галереи в 1937 г. Картина является настоящей жемчужиной поздней портретной живописи художника. Написана она за три года до смерти Кузьмы Сергеевича. До конца жизни он сохранял творческую активность и особое видение мира.
С фоном открытого окна, за которым проступает необозримая даль, контрастирует образ загорелой девочки с небесно-голубыми глазами. Взгляд зрителя останавливается на лице героини, привлекающем своей внутренней гармонией, свежестью и чистотой. Образы Петрова-Водкина кажутся бесплотными, они будто издают свечение — тихий внутренний свет. В то время, как форма ясная и строгая. Среди прочих мастеров советской эпохи художника выделяют незамутнённо-лёгкие краски. В обобщённом названии картины «Дочь рыбака» угадывается отказ от индивидуальности, самости, а видна принадлежность целому, огромному миру.