Выставка «Салоники и святая гора Афон на рубеже XX века: взгляд сквозь объектив»
В формировании выставки приняли участие такие известнейшие учреждения культуры, как Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург), Музей фотографии в Салониках и Византийский и христианский музей в Афинах, Центр Габриеля Милле и Музей Альберта Кана в Париже.
На выставке представлено более 100 фотографий, сделанных на рубеже XIX–XX веков. Они посвящены одному из узловых событий новейшей истории Греции — освобождению от почти пятисотлетнего османского владычества города Салоники и горы Афон, великой православной святыни, сумевшей сохранить духовную самобытность.
Содержание выставки разнообразно и уникально. Снимки, сделанные военными фотографами во времена политических, социальных и экономических потрясений, представляют собой первый в истории Салоник и Афона фоторепортаж. Фотографии, выполненные в новоизобретённой технике автохрома (цветного фотопроцесса), демонстрируют иную страницу в истории фотографии в Греции, наполняя кадры новой эстетикой, делая их более информативными.
В фокусе оказываются не только актуальные темы, но и вечные: фотографии археологических исследований Георгиоса Лампакиса (1851–1916) обладают удивительной стилистикой соединения документальности и романтизма. Снимки Фреда Буассона (1858–1946) создают настоящую поэму, запечатлевая и мимолетность повседневности, и вневременность монашеской жизни. Часть фотографий, посвященных монастырям и скитам горы Афон, представлена из фотоальбома великого князя Константина Константиновича Романова (1858–1915).
Несмотря на стремительное развитие фотоискусства и фототехники в XX и XXI веках, исторические фотографии Греции позволяют окунуться в атмосферу иной эпохи и заглянуть за покровы тайны одной из самых закрытых святынь христианского мира.