Выставка «Синдром даунтауна»
Сама динамическая форма здания располагает к предметному высказыванию на темы пространственных структур — архитектурные инсталляции записаны в генетическом коде Музейного центра.
С легкой руки Малевича, архитектон — это пластическая формула жизнестроительства, первоформа «прекрасного нового мира». Собравшаяся сегодня в Музейном центре «Площади Мира» сеть объектов и инсталляций возвращает нас к могучим сюжетам ХХ века, но уже — с рефлексивной позиции поражения утопий и осознания невозможности реализации желаемого. В анфиладе темных и светлых залов блистательные работы русских и зарубежных авторов соединяются в минорный хор.
Самый крупный объект выставки — белый столб — встречает зрителя на красной платформе перед входом в пространство архитектонов. Ему противодействует «черная космическая башня», мерцающий вал из поломанной «Машины желания».
Выставка продолжается в Темной галерее, здесь всплывают down-townы (нижние города) разных видов: «подножные» микрорайоны из коробочек в туалетной бумаге перетекают в гигантские макеты панельных многоэтажек. Здесь сталинские высотки в огнях Святого Эльма перемигиваются с небом в алмазах над заброшенным Игарским берегом. Развалины римского Форума соседствуют с сиротской неудобицей российского проселка.
Универсальный лейтмотив задает бой Twintowers с шахидским боингом. Монохромный метроном-камертон непрерывно отсчитывает-растягивает замершее время. В пространстве бумажной архитектуры под ногами, перед глазами и над головой зависают дома людей («планиты землянитов» Малевича). Все тут башни, все тут близнецы.
Парой раскинулись емкие инсталляции двух квартир — черной и белой. Тайная комната души и призрачное жилище задают крайние типы интерьера. Между густым складчатым мраком и засвеченной стерильной меблировкой раскрывается надрезанный и вывернутый наизнанку всей своей требухой социальный дом. Где-то в его супрематических закоулках формируется тело босоногого детства. А в одной из законопаченных комнат беззвучно гудит вылитый из ваты колокол. И на самом дальнем дворе, на западной окраине нашего даунтауна шевелится сумеречная земля, в которой успокаиваются и растворяются следы человека.
Коллекция архитектонов «Синдром даунтауна» — это то, что вы хотели узнать про наваждение метрополиса, сибирскую меланхолию, музейную обсессию, а также — дистанцию между воображением и реальностью.
Куратор выставки — Сергей Ковалевский.