Выставки

Выставка «Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И.А. Всеволожского из собрания В.П. Погожева»

Событие завершилось
12+

Имя директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожско́го (1835–1909) (по свидетельству его заместителя, В.П. Погожева, «он не кичился своей родовитостью, но обижался, если его фамилию писали Всеволожский, а не Всеволожской») хорошо известно знатокам истории русского театра. Те восемнадцать лет (1881–1899), что он занимал должность директора, часто называют золотым веком русского императорского театра — столь важны были проведённые им реформы и поставленные при нем «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», великие балеты М.И. Петипа и Л.И. Иванова на музыку П.И. Чайковского.

Директор императорских театров был не только выдающимся деятелем русского театра, но и блестящим остроумным рисовальщиком. На выставке впервые демонстрируются 140 никогда не публиковавшихся карикатур Всеволожского. Это коллекция Владимира Петровича Погожева (1851–1935), составленная из рисунков, подаренных ему самим Всеволожским и теперь находящаяся во владении наследников Погожева.

Рисунки, которые представлены на выставке, датируются 1880-ми — началом 1890-х годов, царствованием Александра III, полным избыточной роскоши временем пышного цветения культуры императорского Петербурга. Замечательные, хотя отнюдь не безобидные (а часто и откровенно ядовитые) карикатуры Всеволожского, теснейшим образом сплетая воедино власть, двор и театр, рисуют увлекательную картину петербургской жизни. Эта коллекция выстраивает субъективную, но очень выразительную картину правления Александра III, подмеченную острым глазом человека, который «жил и мыслил» и потому «не может в душе не презирать людей». Всеволожской разворачивает целое действо, своего рода мультфильм о Российской империи.

В мире Всеволожского-карикатуриста императорский театр — центр Петербурга, а значит и всей Российской империи. Театральное представление не ограничено роскошной сценой, с высоты которой условным языком искусства повествуется о неких отвлеченно-романтических страстях. Спектакль — это еще и зрительный зал, где зрелище воплощается в жизнь, столь же декоративно-условную, формальную и просчитанную. Петербург сам представлял собою театр. Партер здесь — городская площадь, ложи — великосветские салоны, кулуары в антрактах — бульвар-променад. И везде разыгрывается грандиозный спектакль, построенный в соответствии с этикетом, изощрённым придворным дресс-кодом и отточенной хореографией. Театр — своеобразная империя, а Российская империя, как и жизнь императорского двора, во времена Всеволожского все более и более напоминала театр.

Балет «Спящая красавица» (на либретто И. А. Всеволожского и М. И. Петипа) воплотил весь блеск петербургского двора конца XIX века: умопомрачительные туалеты и бриллианты светских дам, золотое шитьё мундиров, парадные обеды и балы. Нет, казалось бы, ничего более далёкого от политики, чем этот балет. Тем не менее, у Всеволожского есть карикатура La table de nuit de la belle au bois dormant («Ночной столик спящей красавицы»), на которой откровенно издевательски представлены К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, Д.А. Толстой и И. Д. Делянов, главные советники Александра III, определившие дух «эпохи контрреформ». Образ из сказки Шарля Перро пригодился для создания аллегории беспросветности русской жизни.

На рисунках Всеволожского нет императора, но собиравшаяся в передних Зимнего дворца камарилья представлена исчерпывающе. Здесь присутствуют знаменитые политики и светские персонажи, от всемогущего обер-прокурора Святейшего синода К.П. Победоносцева до скандально известной красавицы графини Богарне. Из политиков и придворных выстроена иерархическая имперская лестница, как бы продублированная совсем уж нелепо-карикатурной лестницей театральной администрации.

Кроме карикатур на выставке демонстрируются рисунки, фотографии и гравюры, а также выполненные по эскизам Всеволожского театральные костюмы и расписанные им веера. Предметы, связанные с театром и светской жизнью, предоставлены Эрмитажем, музеем-заповедником «Царское Село», Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства и Театральной библиотекой Санкт-Петербурга.

К открытию выставки издательство «Кучково поле» выпустило две книги, посвящённые эпохе Всеволожского. Первая из них («Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И.А. Всеволожского из собрания В.П. Погожева») — это каталог рисунков из коллекции В.П. Погожева с комментариями и вступительной статьей А.В. Ипполитова Вторая книга — «Силуэты театрального прошлого. Всеволожской и его время» — содержит воспоминания Погожева и статьи О.И. Барковец и В.М. Гаевского.

Куратор выставки — Аркадий Ипполитов. Дизайнер — Евгений Корнеев.

Сведения предоставлены организацией ГБУК г. Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна