Выставка «Народные картины XIX–XX вв.»
Выставка знакомит с произведениями так называемого «наивного» или по другой терминологии «примитивного» искусства мало известного отечественному зрителю. Коллекция собрана петербургским художником и искусствоведом Андреем Сазоновым.
Непременному «переложению» на язык народной живописи подлежали произведения Шишкина, Васнецова, Перова, Флавицкого, Сурикова… Зачастую неведомый соавтор «подправлял» композицию, менял колорит, преображал героев в зависимости от своих личных или бытующих в массах, как симпатии, так и неприязни. Получались презабавнейшие картинки! Обращались умельцы и к образцам западного искусства, благо и «нива», а в советские времена «огонёк», изобиловали такими репродукциями. И тут народная фантазия не дремала — меняли многое, вплоть до названий. к примеру, полотно «Гермес и Аргус» лихо перекрещивалось в «Каин убивает Авеля» — писание то в церковно-приходской школе изучали, а кто таков этот Аргус, поди разбери! Конечно же, мир русского наивного искусства не ограничивался вышеприведенными описаниями и «ковриками», как таковыми. Важное место в нём занимал портрет — крестьянский, купеческий, семейный, военный, изображения передовиков производства, молодоженов. Встречаются композиции на темы далекие от традиционных — писали о разном — о чём думалось, о чём мечталось, что вычитали в книжках, о чем говорил батюшка в проповеди или лектор на политинформации, что донесла молва… Большинство наивных работ анонимны. И в этом отчасти проявляется подлинная народность этого искусства.
Автор, выражая образным языком свои самость, тем не менее, интуитивно не отделял себя от всего массива низовой, корневой национальной культуры. Так формировалось «тело» народного изобразительного языка, его соборное начало. Но, наряду с анонимами, встречаются и подписанные примитивы. Как правило, такие работы имеют значительные размеры. Наивный художник мыслил широко, масштабно хотелось ему удивить мир, объять его взором… Отсюда и яркость красок, и некая внешняя «аляповатость» — то, что привычно именуют китчем.
Во время работы выставки планируется проведение конференции (круглого стола) при участии «Музея русского лубка и наивного искусства» (Москва).
Сведения предоставлены организацией Муниципальная художественная галерея г. Костромы и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.