Выставка «Живопись XIX века»
Тем, кто слегка устал от современного искусства, имеет смысл заглянуть на недавно открывшуюся выставку «Живопись XIX века». Здесь представлены произведения из фондового собрания художественного музея.
Выставка небольшая, но по-своему интересная. Почти все портреты неподписные, то есть автор не указан.
— В Академии художеств был класс копиистов, и они должны были обладать недюжинными талантами, особенно портретисты, — рассказывает директор музея Ольга Александровна Евтюкова. — Писали они очень много, их труд был востребован, поскольку запечатлеть образы любимых родственников хотели очень многие. Зачастую неизвестно даже, кто изображён на портрете, нет никаких подписей, потому что заказчик и его семья прекрасно знали своих дядюшек и бабушек в лицо. Подобные портреты вполне могли висеть в гостиной какой-нибудь усадьбы.
Данный музей обладает и портретами членов царской семьи. На одном из них — великая княжна Анна Павловна в юности. Очень романтичный образ. Портрет создан в то время, когда к ней сватался Наполеон. Изображение кажется очень лёгким и прозрачным, здесь использована техника лессировки — когда краска накладывается очень тонким слоем. Оригинал портрета находится в Павловском музее.
На другом полотне запечатлён облик императрицы Марии Александровны. Её автор — Иван Петрович Кёлер — глава эстонской школы живописи, он окончил Академию художеств и был приглашён вести уроки для членов царской семьи.
Надо сказать, что это произведение Кёлера долгое время называли просто «Женский портрет». Сотрудники мурманского художественного музея провели большую работу, и в результате было установлено, кто изображён на полотне.
— Написано блестяще, — говорит Ольга Александровна. — Интересно, что в работе использованы в основном оттенки чёрного цвета.
Помимо портретов на выставке представлено несколько пейзажей.
Михаил Клодт — один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — своих работах умел прекрасно передать световые нюансы, поэтому, глядя на его пейзажи, совсем не трудно определить время суток. На выставке можно увидеть его работу «Сумерки».
Интересен «Морской пейзаж» неизвестного автора. Ярко освещённое небо, водная гладь, корабль, застывший в ожидании… Надо сказать, что такая же композиция есть в Русском музее. Принадлежит ли этот холст кисти Айвазовского или его создал талантливый копиист? Пока ответа на вопрос нет.
«Ночь у байдарских ворот» Харлампия Дмитриевича Костанди приковывает взгляд надолго. Лунная дорожка на морской глади, огоньки в окнах монастыря и едва освещённые кораблики в море делают пейзаж удивительно красивым, буквально завораживающим.
На выставке, которая будет работать до 28 августа, представлено двенадцать работ. Все они очень разные, поэтому каждый посетитель найдёт здесь для себя что-то близкое и притягательное.