Фотовыставка «Венецианский карнавал»
МРМИИ им. С.Д. Эрьзи представляет выставку фотографий из собрания ГРМ (Санкт-Петербург), посвященную традиционному Венецианскому карнавалу. Это волшебное действо, не случайно происходящее в городе, отличающемся удивительной творческой атмосферой, особой поэтикой, красотой, театральностью, имеет многовековую историю, и период его наивысшего расцвета приходится на XVIII век. В 1797 году завоевание Венеции Наполеоном и последовавшая затем австрийская оккупация почти на два века прервали традицию. Знаменитый карнавал начали возрождать отдельные костюмированные шествия. В своей нынешней версии он проходит с 1979 года. С тех пор, карнавал проходит ежегодно, привлекая огромное количество туристов со всего мира.
На выставке представлено около 100 работ, передающих атмосферу грандиозного карнавала, В экспозиции — работы художников Михаила Шемякина и Йозефа Киблицкого, известных фотографов Александра Тягны-Рядно, Владимира Балабнева, Елены Яровой и музыканта, продюсера, создателя группы «Цветы» Стаса Намина.
Для художника Михаила Шемякина венецианский карнавал — продолжение и развитие темы театра в жизни. Главной темой, привлекающей его внимание, художник называет «метаморфозу перевоплощения». Фотографии М. Шемякина позволяют увидеть, как костюм и маска таинственным образом трансформируют человека, меняют манеру вести себя, двигаться и говорить. Участник карнавала неожиданно для себя перевоплощается в тот или иной персонаж, костюм которого он для себя выбрал.
Фотограф Александр Тягны-Рядно стремится раскрыть феномен homo ludens («человека, играющего»). По мнению автора, игра заложена в человеке генетически, и в карнавальном действе она проявляется в полной мере. На выставке представлены фотографии его проекта, состоящего из двух частей, которые посвящены двум главным составляющим карнавала — маске и позе.
Художник и фотограф Йозеф Киблицкий рассказывает об интернациональном характере венецианского карнавала — люди приезжают сюда из разных стран по зову сердца, ради ощущения причастности к происходящему. Также автор делает акцент на драматизме, скоротечности нереального момента — существование на карнавале временно, грандиозный спектакль окончится, участники карнавала снимут маски и вновь станут обычными людьми.
На фотографиях Владимира Балабнева запечатлены различные шествия и перформансы, организованные по инициативе Михаила Шемякина, при участии его друзей-единомышленников: Вячеслава Полунина, Антона Адасинского, Анвара Либабова, актеров театра «Дерево». Сцена за сценой, разворачиваются перед зрителями кадры грандиозных постановок на площади Сан Марко.
Фотографии Стаса Намина и Елены Яровой также посвящены неисчерпаемой тематике венецианского карнавала.
Представленная выставка вновь убеждает зрителя в том, что венецианский карнавал — это символ жизни, праздника, игры, грандиозное действо, в котором история и современность сливаются воедино.