Балет «Кармен-Гала»
Попытка толковать новеллу Проспера Мериме с помощью средств балетного театра не нова. Еще до премьеры знаменитой оперы Ж. Бизе герои ее обрели сценическую жизнь в одноактном балете «Кармен и Тореадор», поставленным молодым тогда Мариусом Петипа в Мадридском театре. И затем хореографы многократно обращались к этому сюжету, каждый раз предлагая свою интерпретацию литературного первоисточника. В 1967 году на сцене Большого театра России состоялась премьера одноактного балета «Кармен», в котором главную партию исполнила великая Майя Плисецкая. Специально для нее балет был поставлен кубинским балетмейстером Альберто Алонсо.
В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего ее солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).