Художественный фильм «Жили–были старик со старухой», Акция «Персона» –100 лет Г. Чухрай.
Событие завершилось
6+
Будто вспоминая А.С. Пушкина и его сказку о золотой
рыбке, Григорий Чухрай вводит в начальные кадры повести о сбывшихся и не
сбывшихся людских мечтах бурлящие волны, да только не синего моря, а реки села
Петракова. А уж после и вовсе сменяет их на суровые края заполярного круга,
ставшие последним пристанищем двух пожилых людей, которые надеялись увидеть
хотя бы северное сияние, вместо песчаного пляжа. Итак, жили-были старик со
старухой более тридцати и трех лет вместе, повенчавшись, в августе месяце,
когда рябины закраснели. И нажили троих сыновей и одну дочь. Старший сын Иван
погиб в Испании, куда поехал добровольцем, борясь за счастье многих людей.
Второй, поселился в Москве. Младший устроился главным врачом в санатории на
побережье Черного моря в Гудауте. Самым неустойчивым ребенком в жизни оказалась
Ниночка, за которую душа болела более всех. Кровиночка не окончила институт,
полюбила женатого мужчину, после перебралась на север, вышла замуж за другого, родила
ребенка А тут еще и у деда с бабкой приключилось вот какое горе — сгорел их
дом. Долго они не стали думать у какого из сыновей жить, сели в поезд и поехали
к дочери. Дед.
Справедливый, упрямый, честный, добросердечный человек, у которого учится уму
разуму молодежь. Он говорит: «С чего вы взяли, что люди должны быть всегда
счастливы? Счастье — это короткое состояние души, даже моментальное. Возьмем
обезьяну. Пока она была счастлива, то скакала по деревьям с ветки на ветку, но
тут взяла ее тоска. Поняла она, что нужно по-другому жить: взялась за себя,
занялась делами и стала человеком»… Но когда старик прогоняет дочь из дома, проявляя силу духа,
заболевает потом от своей, же черствости. Зять. Слабохарактерный человек, в то
же время добрый и учтивый, пока не пьяный, а когда выпьет — может встретить
тестя и тещу на пороге дома ночью в метель, захлопнув перед лицом дверь, врать,
и все-таки стараться быть лучше. К финалу картины «обезьяна слезет-таки с
ветки» и превратится в человека. А дед попросит лишь об одном: «Только не
напейся на моих похоронах!». Героиня Людмилы Максаковой, в глазах которой
всепоглощающая тоска — несчастная женщина. Живет по зову сердца, бежит за не
сбывающейся мечтой. Ей можно лишь сочувствовать. Возлюбленный не может бросить
больную жену ради нее, муж не хочет бороться за семейное счастье, сразу водку
достает. А участливая соседка, «прибирает к рукам» бедненького мужика, находящегося
в сложной ситуации. Все ведут себя, словно в басне Крылова: «Когда в товарищах
согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам». Эмоциональные отношения между
героями сложны и по-мастерски отработаны классиком социалистического реализма,
Григорием Наумовичем Чухраем, который уделяет огромное внимание в картине не
только психологии, но и особенностям лесотундры к западу от Уральских гор, на
северо-востоке республики Коми (способу передвижения в другие населенные пункты
на оленях, вертолете; лечению больного стада животных). Есть одна картина
Рошгросса «Погоня за счастьем». На ней изображена высокая, остроконечная скала.
Над ней тусклое небо с мглистыми тучами. И только в одном месте, разорванном
ярким лучом света, будто из пелены манит к себе счастье, к которому по крутым
склонам взбираются люди. Целая толпа рвется к одной точке. По их лицам видно,
что нет у них ни стыда, ни совести, ни приличия, ни жалости. Кто слабее — того
отталкивают и топчут ногами в давке. На вершине нет ничего, за что можно было
бы схватиться, а грубые руки соперников сталкивают счастливцев, добирающихся до
крайней точки, и те уже летят в бездну, так и не постигнув обманчивый,
неуловимый призрак. Подводя итоги, кажется весьма сомнительным счастье Гали.
Пройдет время, и неудовлетворенность жизни мужчины рядом с ней проявится.
Возможно, и Валентин откроет глаза и перестанет приговаривать «Чудеса» на
события, происходящие с ним, будто он своей судьбе не хозяин. Старая женщина
(Вера Кузнецова), принимая максимально верное решение в финале картины,
показывает зрителю, что с мужем они стремились всегда слышать друг друга и
вершить дела во благо… Ниночка, хочется верить, поумнеет. Ведь не просто
человек мучается и страдает! Жизненное кредо режиссера, лучше всего выраженное
в словах: «Какое счастье думать об интересах своей страны, а не о своих личных
интересах», наводит на мысль: век стоит прожить не для покоя, а неся свой самый
тяжкий крест. От этого может зависеть счастье кого-то из близких тебе людей!
Сведения предоставлены организацией МБУК Дворец культуры «Современник» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
Смотрите также