Опера «Князь Игорь»
Созданию своего единственного оперного сочинения Бородин посвятил почти два десятилетия. Идею обратиться к памятнику древнерусской литературы — «Слову о полку Игореве» — в качестве оперного сюжета предложил композитору в 1869 году известный музыкальный критик и друг Бородина Владимир Стасов. Бородин откликнулся на это предложение с большим интересом. Он углубился в изучение фольклорных традиций русской музыки, архивных этнографических трудов, исторических исследований и летописей Руси XII века, и только после глубокого проникновения в материал приступил к сочинению оперы.
Работа шла с большими перерывами, поскольку Бородин много времени уделял своей научной и общественной деятельности. Но завершить ее композитору так и не удалось: работу прервала неожиданная смерть Бородина. По оставшимся наброскам и черновикам оперу завершили Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов.
Сценическую судьбу оперы вполне можно назвать счастливой: к ее прочтению обращались многие известные музыканты. Интерес Ростовского музыкального театра к шедевру также не случаен. Существует мнение, что земли Верхнего Дона вот уже 825 лет хранят память о битве Новгород-Северского князя Игоря с половцами. Постановка оперы «Князь Игорь» А. Бородина — прикосновение к этой памяти, к великой истории Руси.