Выставка «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка»
В залах галереи, отведенных под современное искусство, в последние годы демонстрировались такие яркие проекты, как «Дмитрий Пригов…», «Гиперреализм…», «Метагеография…», которые во многом были основаны на коллекции музея. Однако появилась необходимость и возник важный повод представить здесь новый вариант постоянной экспозиции.
На этот раз она посвящена современному российскому искусству в период с конца 1950-х до 2000-х годов. Настоящим событием стало включение в экспозицию произведений из легендарной коллекции знаменитого собирателя советского андеграунда Леонида Прохоровича Талочкина (1936–2002), доступ к которой многие годы был ограничен. Настоящий проект — единственная в России панорама истории современного искусства, в которой представлены все ключевые направления и жанры. Она позволит понять исторические границы современности, поможет публике преодолеть стереотип о «сложности» восприятия современного искусства и отказаться от настороженности по отношению к нему.
Коллекция современного искусства в Третьяковской галерее формировалась на протяжении двадцати лет. В 1990-е годы ее основой стали произведения, приобретенные Министерством культуры, а также переданные в дар музею художниками или их наследниками. В начале 2000-х в Третьяковскую галерею перешла коллекция отдела современного искусства музея-заповедника «Царицыно», собранная Андреем Ерофеевым.
В 2014 году произошло важнейшее для Третьяковской галереи событие — Татьяна Вендельштейн, вдова коллекционера Леонида Талочкина, передала в дар музею значительную часть его уникального собрания, другая часть была приобретена для галереи Министерством культуры РФ. С включением этого собрания в фонды музея в коллекции современного искусства восполнены многие лакуны — недостающие ранее имена и целые направления.
В настоящее время собрание современного искусства в Третьяковской галерее насчитывает свыше 5000 произведений — картин, объектов, ассамбляжей, инсталляций, видеоработ. Это единственное собрание в России, которое позволяет изучать и показывать историю современного искусства от послевоенной абстрактной живописи до актуальных практик 2000-х годов.
Кураторы и хранители отдела новейших течений вместе с дизайнером экспозиции Алексеем Подкидышевым отказались от привычных методов демонстрации и вместо традиционного формата «выставки» предложили формат «кабинета редкостей», где можно не только рассматривать произведения на стенах и в витринах, но также сидеть за столами, изучать и трогать интерактивные копии работ, предназначенных, например, для перелистывания или верчения в руках.
Многие произведения неофициальных советских художников были созданы в домашних условиях для дружеского круга. Они часто не соответствовали и противоречили общепринятым категориям «выставочного объекта», и тем более товара. Художники-нонконформисты изобретали новые способы производства, демонстрации и бытования искусства при отсутствии выставочных площадок. И поэтому формат рабочего «кабинета редкостей» кажется оптимальным и продуктивным для понимания истории современного российского искусства. Этот же формат позволяет создать новую, более камерную, можно сказать домашнюю, форму существования музея, альтернативную привычным «парадным» выставкам, тем самым давая возможность зрителю не только увидеть произведения искусства, но и самому стать видимым в пространстве музея.