Опера «Свадьба Фигаро»
«Свадьба Фигаро», созданная в последнее десятилетие жизни композитора, принадлежит к числу наиболее зрелых и совершенных произведений. Это новое явление в истории музыкального театра XVIII века. Никогда еще не было столь полным торжество жизненной правды на оперной сцене. Никогда не сочеталось более счастливо веселое и поучительное, гениальное и простое.
Выбор «Свадьбы Фигаро» для оперы исходил от самого Моцарта и был очень смелым, ибо комедия Бомарше, вызвавшая столь острую полемику в предреволюционном Париже, была запрещена цензурой в императорской Вене. Словно зашифровывая подлинный смысл своего произведения, Бомарше предпослал ему эпиграф-двустишие из водевиля: «Тут смешался глас рассудка с блеском легкой болтовни». И Моцарт оценил это.
В «Свадьбе Фигаро» Моцарт выступил как величайший музыкальный мастер обрисовки характеров. Следуя за происходящим, музыка создает целую галерею живых, реальных, взятых из подлинной жизни психологических «портретов» героев оперы — находчивого и решительного Фигаро, очаровательной Сюзанны, подлого Базилио, властного Графа, пылкого Керубино, умной Графини. Сюжет оперы постоянно «сталкивает» действующих лиц. Поэтому значительное место отведено ансамблям, количество которых в опере равно числу арий. Большую роль в создании ярких и выразительных характеристик персонажей играет оркестр. Не случайно многие вокальные номера предваряются большими оркестровыми вступлениями, в которых порою «сказано» самое важное.