Выставка «Гуляют там животные невиданной красы…»

Событие завершилось

Выставка «Гуляют там животные невиданной красы…» для музея является в какой-то степени уникальной. Объединяющим элементом этого проекта стало не творчество одного художника, не направление в искусстве, и даже не новые поступления музея, а неотъемлемая часть мира — животные. Благодаря абрамцевским художникам они «гуляют» на шкафчиках, столах, стульях, керамике, живописных полотнах, а также в графике и скульптуре.

В экспозиции представлены живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из собрания Музея-заповедника «Абрамцево». Эскизы Елены Поленовой, произведения столярной и гончарной мастерских, натурные штудии Валентина Серова, декоративные мотивы Сергея Малютина, живописные полотна Николая Андронова, анималистические скульптуры Андрея Марца и многое другое стало объектами показа.

Не случайно названием выставки послужила строчка из известной песни конца ХХ века «Город золотой», другие названия «Рай», «Над твердью голубой». Многие слышали её в исполнении Бориса Гребенщикова.

Со второй половины ХIХ века начинается знаменательный процесс сближения народного искусства с профессиональным, их взаимодействия и обогащения. Яркие красочные произведения Е.Д. Поленовой, А.Я. Головина, С.В. Малютина, М.А. Врубеля, В.А. Серова также пронизаны любовью к живой природе и народному искусству. Наиболее ярким примером этого сближения и перехода к художественной стилизации стала дверь, созданная в 90-х годах ХIХ века Е.Д. Поленовой. Она напоминает «вход в сказочную избушку бабы-яги, охраняемую совами — полночными птицами русских сказок». В.В. Стасов с присущей ему страстностью восклицал: «Какое воображение, какое чудесное творчество!». Легко и свободно соединяет в этом произведении художница многообразие видов народной резьбы по дереву — трёхгранно-выемчатую, контурную, рельефную, скульптурную, геометрический и растительный орнаменты с зооморфными мотивами. Всё это органично объединено в сюжетную композицию.

Начиная со второй половины ХХ века художники продолжали поиски «пластики живого мира», что наиболее ярко представлено в станковой живописи Андрея Васнецова, Николая Андронова, Павла Никонова, Виктора Попкова. Художники несколько изменили вектор живописного воплощения образа. В своих произведениях они повествуют нам о том, что мироздание совершенно, а животные в нём — это структурные элементы единого пластического события.

Выставка представляет разнообразный материал на тему народного искусства, художественной стилизации и натурного изображения животных. Проект позволяет проследить эволюцию развития зооморфного образа с древних времен до настоящего времени.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна