Выставка «Живая пустота»
Выставка продолжает исследование культурного кода Перми, и делает это на основе современной графики, которая, как и образ Перми, оказывается фантомной и ирреальной. По мысли Владимира Абашева, Пермь — знак бытийной предельности, край земли. «Пермская» метафора Набокова — это «кишащая упырями Провинция Пермь», у Пушкина Пермь представляется той гранью, за которой страна кончается. Современные культурные коды «пермского текста» вязнут в эрзацах «звериного стиля» и бесконечной экзистенциальной тоске Служкина — географа, который пропил глобус.
Все время возникает ощущение пустоты, которую нужно чем-то заполнить — придуманным, фантастическим, странным. Выставка современной пермской графики исследует проблему иррационального, хтонического, того, что кроется в самой «почве» края. В экспозиции представлены работы 11 авторов, как известных: А.Френкель, В. Смирнов, М. Павлюкевич, О. Субботина, так и молодых художников — «новой» волны пермского искусства, которые представят рисунки и объекты, созданные в 2010 годы.
Все они по-разному «заполняют» пустоту. Странное и не поддающееся логическому осмыслению находит воплощение в беспредметных композициях художников старшего поколения — Анатолия Френкеля и Вячеслава Смирнова. «Чистая» абстракция выходит в пространство города у стрит-арт художника «новой генерации» Макса Черного.
Идея «нуля формы» — интерпретаций абстрактного — продолжается в объектах Ильи Гришаева и Петра Стабровского. В творчестве Ольги Субботиной, Михаила Павлюкевича, Елены Слобцевой идея графического переходит в архаичные и почти забытые — вышивку и аппликацию.
«Живая пустота» логически продолжает выставку Русского музея «Актуальный рисунок».