Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты»
«Как выходят в люди?» — этот далеко не праздный вопрос, которым с первых минут спектакля задается его главный герой Глумов, можно было бы отнести к разряду вечных, поставив его в один ряд с классическими «кто виноват?» и «что делать?». Карьера и завоевание социального статуса как один из базовых, основополагающих этапов становления русского человека в социуме — пожалуй, именно Александр Островский впервые в русском театре заговорил об этом со всей прямотой. Что же означает: выйти в люди? Кем нужно быть и что делать для того, чтобы путь этот оказался недлинным и успешным?
Без малого полвека проходит между созданием двух базовых произведений русской драматургии: «Горя от ума» Александра Грибоедова и «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского. Грибоедов в своей пьесе рисует во всех красках «сильную» Москву с ее Фамусовыми и Хлестовыми, в адрес которых обрушивает свою критику молодой, «просвещенный Европой» Чацкий. Островский же предлагает своеобразное развитие истинно российской версии противостояния поколений «отцов и детей». Он наглядно подтверждает: «Чацкий и чацкие никогда в России не смогут стать у руля. Ведь для того, чтобы по-настоящему «выбиться в люди» не нужно быть умным, видеть чужие пороки и умело пользоваться ими. Единственный верный путь на тернистом карьерном пути — стать не выше своих предшественников, но стать одним из них».