Аполлон Майков

Годы жизни: 04 июня 1821 - 20 марта 1897
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Поэт
Содержание
«Вся моя биография — не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни…» — говорил поэт. Лирика Аполлона Майкова была отражением его жизни — увлечений, политических взглядов и исторических событий, свидетелем которых он стал.

Литература или живопись?

Аполлон Майков. Портрет мужчины в тюрбане (фрагмент). Середина XIX века. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Аполлон Майков. Летний пейзаж. 1894. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Аполлон Майков. Странница (фрагмент). Набросок. Первая половина XIX века. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Аполлон Майков родился в дворянской семье. Любовь к искусству он унаследовал от родителей, представителей творческой интеллигенции. Отец, Николай Майков, был академиком живописи, мать, Евгения Майкова, — писательницей и поэтессой. «Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», — вспоминал писатель Иван Гончаров
, дававший в семье уроки литературы и русского языка.
Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарен и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.

«Его стихи напоминают античных поэтов»

Аполлон Майков. 1860-е годы. Фотография: Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Аполлон Майков. XIX век. Фотография: Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург
Аполлон Майков. Москва, 1870-е годы. Фотография: Объединенный мемориально-художественный музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева и народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных», Пушкино, Московская область
Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало».
Первые произведения Майкова были опубликованы в конце 1830-х годов. В 1842 году вышел его первый стихотворный сборник. «Поэтический, полный жизни и определенности язык» — так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский
. Восхищаясь произведением Майкова «Сон», критик писал: «У самого Пушкина
это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес».
За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I
. На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года. Поэт побывал в Италии, Франции, Австрии и других странах.
Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике — «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешел к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».

Кружок Петрашевского и натуральная школа

Игнатий Хелмицкий. Аполлон Майков в своем рабочем кабинете. 1897. Государственный исторический музей, Москва
Петр Борель. Аполлон Майков. Середина XIX века. Пензенский литературный музей, Пенза
Василий Матэ. Аполлон Майков. 1897. Государственный исторический музей, Москва
Вернувшись в 1844 году в столицу, Аполлон Майков стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым
и Иваном Тургеневым
.
С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским
и Алексеем Плещеевым
. Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве все-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов. Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».
«…На полке книги — да, о человеке
Вы можете наверно заключать
По избранной его библиотеке,
В его душе, в понятиях читать, —
Лежали там комедии Гольдони,
История мадонны и святых,
Либретто оперы, стихи Тассони
Да календарь процессий храмовых…»
Аполлон Майков. Отрывок из поэмы «Две судьбы» (1845)
Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своем «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. <…> Это была моя глупость, но не подлость».

Славянофилы и «чистое искусство»

Юрий Люкшин. Плач Ярославны (фрагмент). Из серии иллюстраций к «Слову о полку Игореве». 2000. Государственный литературный музей «ХХ век», Санкт-Петербург
Юрий Люкшин. Церковь Богородицы Пирогощей (фрагмент). Из серии иллюстраций к «Слову о полку Игореве». 2000. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Юрий Люкшин. Моление Ярославны (фрагмент). Из серии иллюстраций к «Слову о полку Игореве». 2001. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
С 1850-х годов Аполлон Майков сблизился с редакцией «Москвитянин», и в его творчестве все больше ощущаются консервативные настроения. Майков разделял славянофильские идеи Михаила Погодина (издателя журнала), Михаила Каткова, Федора Тютчева
. В этот период поэт выступал против влияния западноевропейской культуры. Он много писал о красоте русской природы. Эти стихотворения, по словам публициста Михаила Бородкина, «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами». Многие произведения Майкова были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым
, Петром Чайковским
и другими композиторами.
Немного позже поэт в своем творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.
Поэт увлекался историей Древней Руси и славянским фольклором. В 1866–1870 годах он переводил «Слово о полку Игореве»
. Исследователи древнерусской литературы признали его поэтический перевод одним из лучших.
В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений.
Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна