Александр Соловьев

Годы жизни: 19 августа 1952 - 01 января 2000
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Александр Соловьев мечтал стать актером с раннего детства. Он закончил ГИТИС
и начал играть в театре Маяковского
 — на одной сцене с самыми известными артистами тех лет. Позже он перешел в Центральный детский театр
, где исполнял главные роли, потом стал играть в фильмах и даже сам снял картину — «По Таганке ходят танки».

«Чтобы всех веселить»: мечты о сцене и поступление в ГИТИС

Александр Соловьев родился в поселке Сулак Дагестанской АССР. Его родители работали учителями в местной школе. Вскоре после рождения сына они переехали в Норильск, и в школу Соловьев пошел уже там. Мечта стать актером появилась у него в раннем детстве: однажды в гостях у соседей он увидел по телевизору, как выступает клоуна Олега Попова. «Чтобы всех веселить и чтобы никто не плакал», — объяснял мальчик родителям. В старших классах он ходил в драмкружок и играл в школьных спектаклях.
В 1969 году Соловьев получил аттестат о среднем образовании и поехал в Москву — поступать в театральный институт. Документы подал в два ВУЗа: ГИТИС и Театральный институт имени Бориса Щукина
. На прослушивание в ГИТИС он пришёл в ботинках на босу ногу. Приёмной комиссии объяснил: носки не успели высохнуть после стирки. Юного актёра взял к себе на курс известный театральный режиссёр Андрей Гончаров. Набор получился звездным — в этом же потоке учились артисты Игорь Костолевский
и Александр Фатюшин. В 1970 году Александр Соловьев впервые попал на съемочную площадку, в фильме «Город первой любви» студент ГИТИСа сыграл юношу в аэропорту.

Карьера в театре: от массовки до главных ролей

В 1973 году, когда Александр Соловьев закончил институт, Андрей Гончаров пригласил своего ученика в Московский академический театр имени Владимира Маяковского. Однако больших ролей у молодого актёра там не было: он играл в массовке. В то время на сцену выходили знаменитые Армен Джигарханян
, Евгений Леонов
, Александр Лазарев
. В известном мюзикле «Человек из Ламанчи» по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот» Соловьев исполнял только танцы в образе погонщика. Артист Игорь Костолевский вспоминал: «Гончаров его очень любил и ценил. Но когда он пришёл в театр, то Саша совершенно правильно рассудил. Гончаров ему говорил, что у него скорее ТЮЗовские данные. Мы вместе были в массовке, и скоро Саша понял, что много ролей здесь у него не будет».
И спустя год Александр Соловьев перешел в Центральный детский театр (сегодня — Российский академический молодежный театр). Там актеру сразу предложили главную роль в спектакле Сергея Яшина «Начнем сначала?!». Играть нужно было влюбленного шестиклассника Мишу Андреева. Соловьев быстро вжился в роль, а его коллеги говорили, что он сам по характеру был немного похож на ребенка. Актер Александр Фатюшин вспоминал: «Саша был легкий, открытый, честный, совершенно бескорыстный и не способный на подлости человек. Не любить его было невозможно. Душа нараспашку — щедрая, широкая. Он не мог жить без сюрпризов. Делал их спонтанно, не задумываясь, чем бы всех удивить. И это у него всегда получалось красиво. Были деньги — задаривал подарками, не было — не жаловался и не просил».
Затем Соловьев сыграл в спектаклях «Горя бояться — счастья не видать», «Враги», «В дороге». Он быстро стал ведущим актером театра: только за 1975 год получил несколько главных ролей. Александр Соловьев играл Емелю в постановке «Емелино счастье», Петуха в «Сказках» по Самуилу Маршаку
.

Фильмы с участием Александра Соловьева

После кинопроб в 1975 году Александра Соловьева одобрили на эпизодическую роль в комедийном фильме «Невеста с севера». А уже в следующем году на экран вышла драма режиссера Леонида Нечаева «Эквилибрист», где он сыграл главного героя — Юрия Осташенко. В основу сюжета легла история советского акробата Льва Осинского. Артист цирка
потерял руку во время Великой Отечественной войны
, но смог вернуться на арену и выступать. Фильм стал первой большой работой Соловьева в кино.
Съемки Александр Соловьев совмещал с работой в театре. В 1977 году прошла премьера спектакля «Бей, барабан!», где актер сыграл первоклассника Леньку Казакова, а в новой постановке режиссера Сергея Яшина «Кошкин дом»
Соловьев получил роль Петуха.
Спустя два года Соловьев уже снимался одновременно в трех фильмах. Валерий Михайловский пригласил на роль Сергея Белова, сотрудника Московского уголовного розыска в детективный фильм «По данным уголовного розыска…». Виктор Титов начал работу над двухсерийной картиной «Адам женится на Еве» и хотел, чтобы Соловьев сыграл Адама. А для третьей киноленты, экранизации пьесы Островского
«Лес»
, актеру даже пришлось научиться ездить верхом. До этого Соловьев никогда не сидел в седле, но уже через первый час съемок он освоился и даже мог запрыгивать на лошадь без стремян.
С 1981 по 1984 годы актер сыграл в девяти фильмах. Среди них — картина «Зеленый фургон» по повести Александра Козачинского. Ее должен был снимать Владимир Высоцкий
, но поэт скончался, не начав работу над кинолентой. Через три года после его смерти, в 1983 году, за фильм взялся Александр Павловский. Главного героя, милиционера в послереволюционной Одессе, сыграл молодой актер Дмитрий Харатьян. На роль конокрада-авантюриста по прозвищу Красавчик режиссер отобрал актера театра «Ленком»
Николая Караченцова
. Однако в последний момент артист отказался: по приглашению модельера Пьера Кардена
он уехал с труппой на гастроли в Париж. Срочно требовалась замена. Тогда Павловский пригласил Александра Соловьева, которого помнил по фильму «Адам женится на Еве». Актриса Ирина Печерникова говорила: «Действительно, это его роль по энергетике. Он очень заводной был, фантазер. Он не любил, когда скучно, когда пресно <…> Ну, похож».
В 1982 году Александр Соловьев ненадолго вернулся в Норильск. Там он снялся в фильме Владимира Левина «К своим!»: сыграл воспитанника детского дома, который приехал на заработки и стал трактористом. В кадре Соловьеву пришлось бы управлять комбайном, и он начал тренироваться. Помочь известному артисту вызвались местные жители. Людмила Гнилова, жена Соловьева, вспоминала: «В деревне, куда прибыли, чуть ли не в каждой избе для любимого актера — знаменитого Красавчика из «Зеленого фургона» — накрыт стол. В три часа ночи слышу шепот над ухом: «Люсяш, проснись! Я трактор в болоте утопил». Оказалось, что Соловьев съехал в кювет. Однако режиссер картины так об этом и не узнал: еще до рассвета артисту помогли вытащить трактор на дорогу, съемки продолжились. Премьера фильма состоялась в 1983 году.
В 1985 году режиссер Сергей Бондарчук
начал снимать историческую картину «Борис Годунов»
. Творческая группа была интернациональной: над лентой работали артисты из СССР, Польши, ФРГ и Чехословакии. Бориса Годунова режиссер сыграл сам, а на роль Григория Отрепьева
(Лжедмитрия I) одобрили Александра Соловьева.
Но съемки мешали театральной карьере. Соловьев пропускал репетиции, ему стали реже предлагать главные роли. В 1986 году актер решил уйти из театра и работать только в кино. Актер Эммануил Виторган вспоминал: «Он был олицетворением русского характера, такого мужика. Только крайности, золотой середины у Саши не было: если работать, то работать, гулять так гулять, любить так любить».
Соловьев снялся в фильмах «Клуб женщин», «Разорванный круг», «Дорога в ад», «Гу-га». Однако работа в кино была нерегулярной. В 1989 году Соловьев стал актером театра «Одеон» под руководством Евгения Радомысленского.

Личная жизнь: три брака артиста

Александр Соловьев был женат трижды. На третьем курсе ГИТИСа он познакомился с первокурсницей Людмилой Радченко, и вскоре они поженились. В 1972 году у пары родился сын, которого назвали Александром, в честь отца. Он стал актером и снялся в фильмах «Удар Лотоса», «Все то, о чем мы так долго мечтали», «Монах» и другие.
«Я вспоминаю их свадьбу, которая была в буфете ГИТИСА. Пришёл Гончаров, мы все скинулись на подарки. Молодые, им было по 18 лет. И в них было столько счастья, что мы с завистью смотрели на них. Это действительно были два чистых создания, которые полюбили друг друга»
Игорь Костолевский
С будущей второй женой, Людмилой Гниловой, Александр Соловьев познакомился, когда пришел на работу в Центральный детский театр. Они вместе играли в спектаклях. Актриса была замужем за артистом Николаем Кашириным, она вспоминала: «Три года я не могла решиться развязать этот узел: развестись с Колей, который все с большим удовольствием пользовался предоставленной самому себе свободой, и дать волю собственным чувствам. Соловьев по-прежнему ходил за мной как привязанный, дневал и ночевал на подоконнике в моем доме».
В 1975 году Александр Соловьев развелся с первой женой, и женился на Людмиле Гниловой. Позже они обвенчались, и у пары родился сын Михаил. Актер часто дарил актрисе цветы, а когда не хватало денег — обрывал городские клумбы. Гнилова вспоминала: «Открываю глаза: батюшки-светы, лежу вся в цветах и в земле! Первая мысль: «Может, я умерла?». Но тут же слышу счастливый смех — возле кровати стоит Саня, сверкая синими глазами и белоснежной улыбкой». А один раз он даже выкопал в соседнем дворе цветущий куст шиповника.
Позже Михаил Соловьев продолжил семейную династию: сначала окончил Щукинское училище и работал в Театре Российской Армии
, а затем стал режиссером документального и игрового кино.
В начале 1990-х годов в Феодосии
артист познакомился с третьей женой — Ириной Печерниковой. Она тоже была актрисой и работала в Театре на Малой Бронной
. Соловьев не разводился с Гниловой, пока сыну не исполнилось 18 лет. А в 1997 году он сделал предложение Печерниковой, и они поженились.

Режиссерский дебют и последние годы жизни

В 1991 году Александр Соловьев начал снимать фильмы. В первой картине, трагикомедии «По Таганке ходят танки», снялись друзья начинающего режиссера: Эммануил Виторган, Владимир Мотыль, Александр Фатюшин. А основную роль исполнил сам Соловьев. По сюжету, главный герой фильма сбежал из психиатрической больницы, уверенный в том, что обладает навыками гипноза и может управлять государством. Соловьев снимал картину на собственные деньги. Режиссеру пришлось взять кредит на большую сумму в банке.
«Фильм очень хороший. Он явился предтечей к событиям августа 1991 года. В стране, где человек предпочитает жить в психушке, как герой фильма, должен был произойти переворот. Я с удовольствием снялся в этой картине. В ней есть все: и смех, и слезы, и любовь»
Эммануил Виторган
Работа над фильмом закончилась за две недели до ГКЧП. На экраны фильм вышел 18 августа 1991 года. Людмила Гнилова вспоминала: «Был большой успех. Картине дали высокую категорию, Саше вручили премию, на которую он тут же купил семнадцать телевизоров и подарил членам съемочной группы. После премьеры счастливый ехал по МКАДу на «бэтээре», засыпанном цветами, водители, приветствуя любимого актера, давили на клаксоны, гаишники отдавали честь. Ни он сам, ни коллеги не сомневались, что картину ждет хороший прокат». На следующий день по радио зачитали «Заявление ГКЧП». Прокат отменили. Фильм в начале 2000-х всего несколько раз показали по телевидению.
Александру Соловьеву нужно было возвращать кредит. Денег не было, в кино не приглашали — в это время снималось мало картин. Он писал Людмиле Гниловой о своем тяжелом душевном состоянии: «Играть ничего я уже не могу, снимать тоже. Помощи от меня нет никому, я ничего не могу, а самое страшное — не хочу. Причин много, объяснять не буду, еще и алкоголизм».
25 декабря 1999 года Александр Соловьев ходил на спектакль в театр «Русский дом». А по дороге домой упал, ударился головой и впал в кому. Сразу опознать актера не смогли: при себе у Соловьева не было никаких документов. 1 января 2000 года он скончался в институте Склифосовского. Одному из милиционеров показалось, что мужчина похож на Красавчика из фильма «Зеленый фургон». Он связался с Дмитрием Харатьяном и семьей Соловьева, которые опознали артиста. Александра Соловьева похоронили на Ваганьковском кладбище.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна