Николай Караченцов

Годы жизни: 27 октября 1944 - 26 октября 2018
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Исполнитель, Актер театра
Содержание
Николай Караченцов почти 40 лет проработал в «Ленкоме»
(сейчас — Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»). Мировую известность ему принесла роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось»
. У отечественных зрителей были популярны фильмы с участием Караченцова: «Старший сын»
, «Приключения Электроника», «Человек с бульвара Капуцинов»
. А еще актер учился играть на гитаре у Владимира Высоцкого
и играл в теннис с Борисом Ельциным.

«Я изображал бандита по кличке Глухарь»: детство и юность Николая Караченцова

Николай Караченцов. 1970-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов. 1970-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов танцует с однокурсницей. Москва, 1964 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов родился в Москве 27 октября 1944 года в семье иллюстратора и графика Петра Караченцова и балетмейстера Янины Брунак. Его отец состоял в Союзе художников СССР, рисовал агитационные плакаты
, сотрудничал с известными советскими газетами, журналами и издательствами. Мать Караченцова ставила балеты в крупнейших театрах России, работала в Европе, Азии и на Среднем Востоке. Позже родители развелись, и будущий актер остался с матерью. Она не препятствовала общению сына с отцом.
Родители как-то очень интеллигентно развелись. Без выяснений отношений. Папа к нам приходил, мама легко меня отпускала к нему.
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»
С ранних лет Николай Караченцов увлекался балетом и мечтал выступать на сцене Большого театра
. Ему казалось, «что танцовщик — это самое лучшее, чем должен заниматься мужчина». Но мать отговорила его от этой затеи. У мальчика были способности к художественному творчеству: когда Караченцову было девять лет, одна из его работ попала на выставку. Однако он не захотел становиться художником и вскоре забросил рисование.
Поначалу Николай Караченцов учился в московской школе, а потом, когда мать стала работать в Улан-Баторе, пару лет занимался в местном учебном заведении при советском посольстве. В конце 1950-х годов Янина Брунак отправилась во Вьетнам и устроила сына в московский интернат при Министерстве внешней торговли СССР. На последних годах обучения Караченцов увлекся актерским мастерством и записался в специальные мастерские.
В студии детского театра поставили спектакль «Плутни Скопена», где я играл Скопена. А в студии Дома кино <…> — спектакль «Два цвета». Такой же спектакль шел в «Современнике»
, я изображал бандита по кличке Глухарь. Ту же роль в «Современнике» играл Евгений Евстигнеев
, чем я очень гордился.
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»
После школы Николай Караченцов решил учиться на актера.

«Я трудно поступал в институт»: учеба в Школе-студии МХАТ

Николай Караченцов. 1970-е годы. Фотография: Виктор Баженов / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов на сцене с гитарой. 1970-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Режиссер Андрей Тарковский (справа) и Николай Караченцов в роли Лаэрта на репетиции спектакля Андрея Тарковского «Гамлет». Московский театр имени Ленинского комсомола, Москва, 1977 год. Фотография: Игорь Гневашев / Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
Для поступления Караченцов выбрал Школу-студию МХАТ
. На экзамене он прочитал отрывок из романа Бориса Горбатова «Донбасс», басню Ивана Крылова
«Крестьянин и медведь» и «стихотворение какого-то арабского поэта». Караченцов прошел отборочные этапы, однако приемная комиссия зачислила его не сразу. Тогда на защиту абитуриента встал театральный педагог Виктор Монюков, и в итоге он же взял Николая Караченцова на свой курс. На следующий год будущий актер стал отличником и начал получать стипендию.
Я трудно поступал в институт. Чуть не вылетел из абитуриентов. Третий тур, потом третий повторный. <…> Месяц я все же пробыл вольнослушателем, потом меня перевели в «основной состав».
Из книги Николая Караченцова «Я не ушел…»
Учителями Караченцова в Школе-студии были актеры Василий Топорков, Виктор Станицын, Кира Головко, Олег Герасимов. Историю преподавал театровед, которого называли «живым воплощением чеховской интеллигентности», — Виталий Виленкин.
В студенческие годы Николай Караченцов увлекался игрой на гитаре. Тогда же актер познакомился с Владимиром Высоцким
: он окончил Школу-студию МХАТ за несколько лет до того, как туда поступил Караченцов. Знаменитый советский певец продемонстрировал ему, первокурснику, как нужно исполнять песню «Цыганочка».
И тогда мы с Мишей Езеповым… не пошли на лекцию, а заперлись в шестой аудитории, и там в течение полутора часов Володя Высоцкий двум соплякам с первого курса показывал всякие заходы игры на гитаре, даже ногами цыганочку изображал. Вот такие отношения. Сказка!
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»
На втором и третьем курсах Николай Караченцов играл в постановках по пьесам Михаила Булгакова
«Иван Васильевич» и «Последние дни». В первой он исполнял роль жулика Жоржа Милославского, а во второй — часовщика и соглядатая Никиту Биткова. Для лучшего погружения в роль он читал все произведения литератора, в том числе и те, что распространялись только подпольно. Жена писателя, Елена Булгакова, лично приходила к ним на курс.
До конца своего обучения Николай Караченцов получал пятерки и считался одним из лучших студентов. В 23 года он выпустился из института. Ему предложили работу в Московском театре им. Ленинского комсомола («Ленкоме»
).

«Наверное, я мог бы устроиться в любой театр Москвы»: работа в «Ленкоме»

Николай Караченцов в роли Николая Резанова в спектакле Марка Захарова «Юнона и Авось». Московский театр имени Ленинского комсомола, Москва, 1987 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов в роли Николая Резанова в спектакле Марка Захарова «Юнона и Авось». Московский театр имени Ленинского комсомола, Москва, 1980-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов в роли Тиля в спектакле Марка Захарова «Тиль». Московский театр имени Ленинского комсомола, Москва, 1980-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
В 1967 году «Ленком» покинул Анатолий Эфрос
, вместо него на следующие четыре года главным режиссером стал Владимир Монахов — в своей автобиографии «Я не ушел…» Николай Караченцов отзывался о нем как об очень приятном человеке. Начинающий актер много играл на сцене, в том числе и в главных ролях.
В начале 1970-х в театре вновь сменился руководитель. Его возглавил режиссер Марк Захаров
. На новом месте его премьерным спектаклем стал «Автоград-21». В основу постановки легла пьеса, которую Захаров написал совместно с драматургом и певцом Юрием Визбором
. Сюжет рассказывал о строительстве большого автозавода на Урале
. Николаю Караченцову досталась второстепенная роль. Вместе с другими актерами он участвовал в хоре, пел злободневные пародийные баллады — зонги. В своем следующем спектакле режиссер обратился к роману-поэме бельгийского писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» и пьесе драматурга Григория Горина
«Тиль». Караченцову в этот раз досталась главная роль. Актер сыграл шута и хулигана, средневекового борца за правду Тиля Уленшпигеля.
«Тиль», вероятно, главный спектакль в моей жизни, это шутовская комедия. И я играл в ней шута.
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»
За этой постановкой последовало множество других. Николай Караченцов играл на сцене самые разные по темпераменту роли — от вожака рейнджеров до врача. Но больше других зрители полюбили в его исполнении графа Резанова в постановке Захарова «Юнона и Авось»
. Этот спектакль по одноименной рок-опере композитора Алексея Рыбникова
на либретто Андрея Вознесенского
рассказывал о драматической любви
русского путешественника
и юной испанки. Караченцов играл в нем более 20 лет. Гастроли с успехом прошли во многих городах Европы и в США.
В «Ленкоме» Николай Караченцов проработал почти 40 лет. За это время он сыграл более чем в 20 постановках. Свою верность месту работы актер объяснял уважением к Марку Захарову: «Наверное, я мог бы устроиться в любой театр Москвы. Но какой смысл уходить от лучшего режиссера?»

«На «Мосфильме» я рассматривался исключительно как уголовник»: роли Николая Караченцова в кино и сериалах

Николай Караченцов в роли маркиза Рикардо в художественном телефильме Яна Фрида «Собака на сене» (1977)
Николай Караченцов (справа) в роли Владимира Бусыгина и Евгений Леонов в роли Андрея Сарафанова в художественном телефильме Виталия Мельникова «Старший сын» (1975)
Николай Караченцов в роли Урри в художественном телефильме Константина Бромберга «Приключения Электроника» (1980)
Николай Караченцов впервые оказался на киноплощадке в конце 1960-х годов. Он дебютировал в телефильме Марии Муат «…И снова май!». Картина рассказывала о том, как большевики наладили выпуск нелегальной литературы.
Популярность актеру принесла роль в ленте Виталия Мельникова
«Старший сын»
. По сюжету его герой, чтобы переночевать в тепле, заявил хозяину первой попавшейся квартиры, что тот его отец. В этой картине вместе с Караченцовым играли Евгений Леонов
и Михаил Боярский
.
Мы снимались с Мишей Боярским в нескольких картинах. Самая известная — «Собака на сене». Встречались у Аллы Ильиничны Суриковой в фильме «Чокнутые». Мишка в «Чокнутых» играл Царя.
Из книги Николая Караченцова «Я не ушел…»
С Леоновым Караченцов также работал в одном театре и вспоминал, как старший коллега его опекал и угощал: «Вечером, после съемки, обязательно потащит к себе, бутербродик вручит, чаек нальет».
Фильмы и сериалы Николая Караченцова лидировали по количеству просмотров. Так было с «Приключениями Электроника», «Человеком с бульвара Капуцинов»
, «Белыми росами», «Королевой Марго». Всего он сыграл более 100 ролей, в приключенческих лентах выполнял трюки без дублеров. Актер отмечал, что киностудии ему давали играть разных по характеру персонажей: «…на «Ленфильме»
меня могли снимать в положительных ролях, а на «Мосфильме»
я рассматривался исключительно как уголовник»
.
Караченцов также известен как актер дубляжа: по-русски его голосом говорит французский актер Жан-Поль Бельмондо, а также герои многих отечественных мультфильмов.

Увлечения и личная жизнь Караченцова

Николай Караченцов с женой — актрисой Людмилой Поргиной на бракосочетании в ЗАГСе. Москва, 1975 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов во время концерта на летней эстраде. 1980-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов дает автографы. 1980-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов увлекался пением. Основу его репертуара составляли композиции из кино и мультфильмов. Со многими из них артист выступал на концертах. Самые популярные песни выходили на дисках и аудиокассетах: «Я тебя никогда не забуду», «Кленовый лист» и другие.
Еще одной страстью актера был теннис. С этим видом спорта Николай Караченцов познакомился еще в юности ​​и «влюбился в него тут же: раз и навсегда». Он выходил на корт с первым президентом России Борисом Ельциным, президентом Федерации тенниса Шамилем Тарпищевым, журналистом Борисом Ноткиным. Караченцов старался не пропускать и любительских турниров.
Свою будущую жену Николай Караченцов встретил в театре. Актриса Людмила Поргина устроилась в «Ленком» через несколько лет после него и получила роль в спектакле «Музыка на одиннадцатом этаже». Караченцов тоже в нем играл.
На «Одиннадцатом этаже» и начался наш роман, который длился довольно долго и в конце концов, первого августа 1975 года, завершился бракосочетанием.
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»
В браке у пары родился сын Андрей. Он получил юридическое образование и работает адвокатом. Актерская чета прожила вместе больше 40 лет.
В середине 2000-х Караченцов попал в автомобильную аварию, после которой долго восстанавливался. Артист смог впервые подняться на сцену только через два года. Со временем он продолжил участвовать в творческих вечерах.
Николай Караченцов умер 26 октября 2018 года. Его похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна