Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Творческое наследие плясуна Александра Александровича Румянцева из деревни Повалихино Чухломского района Костромской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта

Пляска повсеместно бытует в Чухломском районе и по сей день. В Чухломе, как и во многих других районах Костромской области, всегда высоко ценилось мастерство в исполнении пляски. И в наше время чухломские мужчины охотно пляшут Русского, Барыню, Цыганочку, Камаринского, Яблочко.


Обычно пляшущие поют частушки с характерными для той или иной пляски текстами и напевами. Исполнение плясок и частушек носит импровизационный характер. Основа плясовых движений — дробь. У мужчин пляска более широкая, удальская. Хлопушки и присядки исполнялись плясунами редко, в основном они дробили.


Талант плясуна у Александра Александровича Румянцева из деревни Повалихино Чухломского района проявился очень рано. «Уже поди на печке выучился еще. Сначала ногами по потолку, а потом уже по полу. Родился, наверное, таким. Стал на ноги и пошел… [плясать — А.Ш.]» — шутит А.И. Петушкова, односельчанка Румянцева. Его манера исполнения пляски отличалась особым блеском и композиционной завершенностью каждого эпизода.


Эти особенности ярко проявились во время нашей встречи в 1993 году, когда была осуществлена экспедиционная видеозапись чухломских плясунов — Александра Александровича Румянцева и Михаила Александровича Спиридонова. Им помогали музыканты: гармонист Юрий Владимирович Ковалёв и ложкарь Алексей Борисович Петушков. Все они — жители деревни Повалихино Чухломского района Костромской области.


Наиболее любима А.А. Румянцевым пляска «Русского», которую он обычно исполнял с М.А. Спиридоновым. В парном переплясе, пройдя круг, танцор останавливается и, обращаясь к партнеру, поет частушку. Тот отвечает пляской, после которой исполняет ответную частушку. Второй в это время стоит неподвижно — наблюдает и слушает своего соперника. Специально для своего товарища, Спиридонова, Александр Александрович сочинил частушку:


Ой, Мишуха Спиридонов

Веселей давай дробить,

Все равно нас перестали

Девки здешние любить.


М.А. Спиридонов рассказал о преемственности традиции исполнения пляски: «Парни уходили на фронт. И вот один мне понравился — как пляшет… Я дома потренировался, так у меня и получилось». В отличие от А.А. Румянцева, М.А. Спиридонову не была присуща импровизационность в пляске. Чаще свои сложные дроби он исполнял без больших варьирований.


Так как никто не мог сравниться в пляске с А.А. Румянцевым, то по молодости ему иногда доставалось от парней, чтобы не выделялся — рассказывали в Повалихине. Но не только пляской превосходил других А.А. Румянцев, но также искусством импровизации, сочинением искрометных частушек, которых от него ожидали односельчане.


В полной мере относится к чухломской пляске высказывание Л.А. Ладыгина: «Пляска в Костромской губернии по своей популярности не уступала другим народным танцам. Как правило, она возникала в самый разгар веселья, носила импровизационный характер и отражала, как никакой другой хореографический жанр, индивидуальные особенности исполнителя. Участники праздничных развлечений плясали в любое время года и по любому веселому поводу» [См. Библиографию № 2, с. 169].


Дроби, исполняемые мужчинами, чрезвычайно разнообразны, они состоят из переменных шагов, притопов, соскоков на одну и две ноги, «припаданий», элементов дробного ключа и других движений. Руки при исполнении дробей двигаются свободно. В одной руке находится платок.


Приводим описание типичных движений мужской дроби в пляске «Русского»: музыкальный размер — 2/4; исходное положение: VI позиция ног. Движение начинается из затакта:


«и» — соскок на левую ногу, удар каблуком правой ноги.

I такт:

«раз» — удар правой ногой,

«и» — удар левой ногой,

«два» — удар правой ногой,

«и» — соскок на левую ногу, удар каблуком правой ноги.

II такт – повтор I такта.

III такт:

«раз» — удар правой ногой,

«и» — удар каблуком левой ноги, при этом носок остаётся на полу,

«два» — удар каблуком правой ноги,

«и» — удар каблуком левой ноги.

IV такт:

«раз» — удар каблуком правой ноги,

«и» — удар левой ногой,

«два» — удар правой ногой.


Кроме пляски «Русского» А.А. Румянцев был одним из основных «заводил» местной традиционной линейной кадрили «Козули».


Отдельного рассмотрения заслуживает мастерство А.А. Румянцева как частушечника-импровизатора. Он сочинял и с удовольствием исполнял множество искромётных и оригинальных частушек про своих односельчан, а также «на злобу дня». В зависимости от площадки и состава зрителей менялось и содержание частушек собственного сочинения, и характер исполнения пляски, ее мизансценический рисунок.


А.А. Румянцев — один из самых ярких представителей традиции чухломской мужской пляски, владевший всеми ее особенностями. Его индивидуальный стиль сочетает владение традиционными канонами местной пляски, филигранность, чёткость хореографической техники с исключительным свойством импровизации во время исполнения тех или иных образцов местной хореографии.


Его стиль исполнения оказал большое влияние на стиль пляски известных молодых современных исполнителей, таких как Ф. Степовой, И. Бокарёв, И. Ахрамеев.

ВИДЕО

Фото

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть