Каноны женской красоты: от Древней Руси до советских времен

Жители языческой
Древней Руси
восхищались девами-воительницами, во время христианизации эталоном стала скромная хранительница домашнего очага, а в допетровские времена женщины красили
щеки и чернили ресницы. Читайте в нашем материале, в какие эпохи современники ценили здоровый внешний вид, а в какие — «блеск чахоточной красоты», как мода
связана с борьбой за женские права
и когда сложился классический образ советской девушки.

Древнерусские красавицы: «белые лебедушки» и «удалые поленицы»

Воспроизведение миниатюры из «Изборника Святослава». Лист из альбома «Русские древности. Материалы для истории русских одежд». 1871. Государственный исторический музей, Москва
Алексей Венецианов. Девушка на сеннике. 1830-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Андрей Рябушкин. Всадница. Поленица удалая. XIX век. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
О стандартах красоты в Древней Руси
мы судим в основном по фольклору и летописям. Светских портретов в те годы почти не существовало. Один из первых создал автор рукописной книги «Изборник Святослава» 1073 года. На миниатюре князь изображен с семьей — женой и пятью детьми, имя княгини на портрете даже не подписано. Исследователи предположили, что это вторая супруга Святослава Ярославича — немецкая принцесса Ода Штаденская. Князь был женат на ней как раз в те годы, когда создавалась книга. На портрете Ода Штаденская одета просто: без украшений и кокошника, платье без вышивки. Историк Людмила Морозова писала: «Вероятно, и на Руси Ода предпочитала носить европейскую одежду. Скромность ее наряда — результат влияния монастырского прошлого».
Зато внешность у княгини, как пишут исследователи, соответствовала древнерусским «стандартам»: она была чуть полноватой, с правильными чертами лица, большими глазами и круглыми щеками. Красавиц тогда в фольклоре называли либо «белой лебедушкой», либо «поленицей удалой», богатыршей
. Первый тип описали филологи Нина Шериева и Фатима Бербекова:
В сказках фольклорный и поэтический образ русской красавицы представлен известными клише: лицо бело, румяно, русая коса
до пояса, очи соколиные, брови — черна соболя, глаза — словно звезды, глаза — ясна сокола, осанка — лебединая, походка величава, будто пава, — из которых складывается народное представление о красивой внешности русской женщины: она круглолица, белокожа, румяна, у нее яркие губы, голубые глаза, русые волосы, коса до пят. Русская красавица стройна, как березка, тонка, как ивовый прут, лицо у нее круглое, как яблочко, губы, как вишенки, брови, как крылья ласточки, зубы, как жемчуг. Голос ее напоминает журчанье ручья.
Таких красавиц крали злодеи и спасали герои. А вот богатырши — девы-воительницы — сражались с нечистой силой вместе с мужчинами. Их описывали как сильных, высоких женщин, которые скакали на конях, мастерски владели оружием. В то же время поленицы были красивые — с румяными щеками, белой кожей.
Образ девы-воительницы с христианизацией
Руси ушел в прошлое. Религия и патриархальный уклад жизни предписывали женщине быть хранительницей домашнего очага, прятать красоту от посторонних и заботиться о детях. Вскоре девушки перестали появляться на публике без головных уборов. А в русском языке
появилось слово «опростоволоситься», что буквально означало «остаться без головного убора», а в переносном смысле — «совершить ошибку». Изменение уклада отразилось и в поговорках: «Не наряд жену красит — домостройство», «Дом держится не на земле, а на жене», «Доброй жене домоседство не мука», «Не хвали жену телом, а хвали дело».

Допетровская Русь: косметика и дорогая одежда

Абрам Архипов. Девушка с кувшином. 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сергей Иванов. Семья (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Маковский. Боярыня у окна (фрагмент). 1885. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Иностранцы
, которые посещали русские города в XVI—XVII веках, вспоминали, что девушки много красились
. Немецкий географ Адам Олеарий писал: «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригорошнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы».
В книге «Описание путешествия в Московию» 1647 года Олеарий описывал случай, свидетелем которого стал: жена одного знатного боярина не хотела белить и румянить лицо, однако ее стали упрекать другие женщины — якобы за презрение к обычаям. Без косметики можно было появиться только перед членами семьи.
Женскую красоту в допетровские времена оценивали и по нарядам. Чем состоятельнее была семья, тем вычурнее ее члены одевались. Английский дипломат Джайлс Флетчер в своем сочинении «О государстве Русском» писал, что богачи шили свои наряды из атласа, парчи, дамаста и других дорогих тканей
, украшали их вышивкой, драгоценными камнями, жемчугом.
В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными камнями. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. <…> На шее носят ожерелье в три и четыре пальца шириной, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями.
Джайлс Флетчер. «О государстве Русском»
В Европе в те времена носили более скромные одеяния, а женщины старались краситься незаметно, тайком от мужчин. Путешественников поражало, что косметику для своих жен и дочерей мужья часто покупали сами. Флетчер вспоминал: «Там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивых кукол».

Эпоха Петра I: европейские каноны красоты

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет дочерей императора Павла I (фрагмент). 1796. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской (фрагмент). 1773. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сальваторе Тончи. Портрет Марии Нарышкиной. Начало XIX века. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область
В конце XVII века все больше знатных дам отказывалось от яркой косметики, а в их нарядах появлялись новые, «заграничные» элементы. Историк Павел Седов писал: «Польская» нашивка на кафтан
, «немецкая шляпа» меняли традиционный внешний вид жителя Московского государства, но в целом его платье оставалось «русским»
.
Каноны красоты в корне изменил Петр I: в 1700 году он издал указ «О ношении платья на манер венгерского», а за ним последовали еще 17 документов, в которых царь повелевал одеваться и краситься на европейский манер. Женщины перестали покрывать голову, начали завивать локоны и делать сложные прически с шиньонами, шпильками и специальными каркасами, все это заказывали за границей. Эти дорогие приспособления могли позволить себе только богатые модницы. Но именно такие образы современники считали эталонными. А еще красивой теперь считалась чистая кожа, здоровый румянец.
Платья
стали носить с широкими юбками, жесткими корсетами и глубоким декольте. Чтобы наряд держал форму, под него надевали каркас — фижмы. В легких европейских одеяниях русские красавицы мерзли, поэтому платье дополняли теплыми чулками, шалями и накидками.
К концу XVIII века российская мода уже совпадала с европейской. Немецкий дворянин Вильгельм Берхгольц писал в своем дневнике: «Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда даже имеет перед ними преимущества». Теперь стандарты красоты в России менялись куда быстрее, а законодателями мод выступали французские и британские аристократки.
При Екатерине II
красивыми считались черноволосые девушки с большими глазами и пышными формами. А еще женская фигура должна была быть, как писали современники, «сразмерной», гармоничной. Историк Ксения Бордэриу в книге «Платье императрицы: Екатерина II и европейский костюм в Российской империи» привела такую цитату из британского журнала The Lady's Magazine 1794 года: «Красота состоит не столько в коже, гладкой, подобной своим совершенством лилии или розе, не в соблазнительной томности или блеске глаз, но в пропорциях фигуры». Так Гавриил Державин
описывал фрейлину императрицы Марию Нарышкину
:
Блещет Аттика женами,
Всех Аспазия милей:
Черными очей огнями,
Грудью пенною своей.
Во время Великой французской революции 1789–1799 годов
в моду вошла античность. На короткое время женщины перестали носить корсеты. Теперь самым популярным нарядом стало длинное одеяние с глубоким декольте — шмиз. Историк Яков Нерсесов писал: «Все в женском костюме было направлено на обрисовывание формы тела. <…> Если у женщины не видны были ноги от туфель до ягодиц, то говорили, что она не умеет одеваться. Когда дама шла, платье, кокетливо подобранное спереди и позади, обтягивающе показывало всю игру ягодиц и мускулов ее ног при каждом шаге». Одной из икон стиля в России стала Элизабет Виже-Лебрён, которая писала портреты знатных петербургских дам. Своих героинь художница одевала в платья а-ля антик и в наряды, стилизованные под турецкие костюмы — с тюрбанами, чалмами, восточными шалями. А еще именно в это время в России появились модные журналы
, в которых писали о канонах красоты и давали дамам советы. Первым таким изданием стало «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета».
В эпоху романтизма в моду вошли, как писал искусствовед Мечислав Порембский, «великолепие и блеск чахоточной красоты»: худоба, бледная кожа, тонкая талия. Женщины сидели на диетах и вновь затягивали талию в корсеты, подчеркивая ее пышными юбками. Они избегали загара — носили перчатки и широкие шляпы
. А чтобы добиться бледности, даже пили уксус и лимонный сок, ели толченый мел. Еще в девушках ценилась загадочность: они репетировали изящные движения и томные взгляды.

От «демонической женщины» до «спортсменки, комсомолки и просто красавицы»

Наталия Гончарова. Женщина в красной шляпке. 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Моравов. Подсчет трудодней. 1934. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Курск
Александр Лактионов. Портрет комсомолки Майи (фрагмент). 1934. Луганский художественный музей, Луганск
К концу XIX века в моде все еще оставались большие темные глаза и бледность, узкая талия. Еще одним эталоном красоты стали покатые плечи. В статье «Мода как искусство» французский поэт Теофиль Готье писал: «Нагромождение богатых тканей создает своего рода пьедестал для бюста и головы, которые ныне, в эпоху, когда наготе нет места в обществе, сделались наиболее значительными частями тела».
Еще в женщинах начали ценить смелость и эпатажность. Экстравагантных модниц писательница Надежда Тэффи назвала «демоническими женщинами»: «Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой для цианистого калия, который ей непременно принесут в следующий вторник».
Одной из первых российских красавиц считалась Варвара Римская-Корсакова. Однажды она пришла на маскарад в полупрозрачном платье — за откровенный наряд аристократку вывели из бального зала жандармы. Под именем Лиды Корсунской Римскую-Корсакову Лев Толстой
упомянул в «Анне Карениной»
: «Там была до невозможного обнаженная красавица Лиди».
Еще более смелой мода
стала в начале XX века, когда женщины начали все активнее бороться за свои права
. Парижский модельер Поль Пуаре предложил отказаться от корсетов. А танцовщица Айседора Дункан
выступала в длинных рубашках и туниках на античный манер.
Художница Наталия Гончарова
вернула в моду яркую косметику. Экспериментировала она и с фасонами нарядов. Сергей Дягилев
вспоминал: «Она создала моду на черно-белые и оранжево-синие платья-рубашки. Она стала рисовать цветы на лице. И вот, вслед за Натальей Гончаровой, аристократки и представительницы богемы стали выезжать в санях с лошадками, домиками и слониками, нарисованными на щеках, лбу или шее».
Первые годы существования СССР стали эпохой экспериментов. Каноны красоты вновь резко изменились: женщины начали носить брюки, коротко стричь волосы и ярко краситься. Бледность и томность остались в прошлом — теперь ценились сила и выносливость, способность хорошо трудиться, любовь к спорту и активному отдыху. А демократичная мода стала доступна рабочим, служащим, студенткам — новым героиням коммунистического общества.
В конце 1920-х, когда эпоха нэпа закончилась, сформировался классический образ советской красавицы. Историк моды Ольга Вайнштейн писала, что он опирался на два основных понятия — простота и скромность. В модных журналах женщинам рекомендовали забыть об экспериментах 1920-х годов, не носить яркую одежду, стремиться к неброской элегантности и меньше краситься. В «Работнице» советовали: «Дополняя туалет ювелирными украшениями, не следует забывать о чувстве меры — этом необходимом условии хорошего вкуса».
Тогда идеалом стала «спортсменка, комсомолка и просто красавица». Это крылатое выражение пришло из комедии Леонида Гайдая
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
. В советских модных журналах девушкам советовали заниматься спортом, хорошо учиться, уделять время общественной работе и творчеству. Из печати эти стандарты пропали только в эпоху перестройки.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна