Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Урсуляк
  • 465 мин
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин

Броненосец «Потемкин»

1925 | Военный, Историческое, Драма | 71 мин.
В ролях: Иван Бобров, Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров
Режисcёр: Сергей Эйзенштейн
Производитель: «Мосфильм»
2900
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Фильм, который задумывался как масштабная киноэпопея «1905 год». Одна из первых работ Сергея Эйзенштейна, которому на тот момент только исполнилось 27 лет. Фильм, к которому музыку писал сам Дмитрий Шостакович. Одна из последних картин немого кинематографа. Картина, которая непрерывно дорабатывалась, перерабатывалась и продолжала жить творческой и яркой жизнью нестоящего киношедевра.

Сценарий написала жена председателя ЦК партии по вопросам кино Кирилла Шутко — Нина Агаджанова. Работа над сценарием велась на верхнем этаже дачи в Немчиновке, при этом на первом этаже наездами жил Исаак Бабель и Казимир Малевич. В результате написанный сценарий получился очень объемным, с традиционной покадровой записью текста.

ОСОБЕННОСТИ СЪЕМОК

Почти все актеры, исполнившие роли в фильме, были безвестны и безымянны, кроме Вакуленчука — актера Александра Антонова; Гиляровского — режиссера Григория Александрова; Голикова — режиссера Владимира Барского. На роль учительницы была приглашена актриса Н. Полтавцева, а все остальные роли сыграли простые жители Одессы и Севастополя, где в основном и проходили съемки.

Надо сказать, что изначально планы съемочной группы были более амбициозны и снимать картину «1905 год» планировалось в Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме, Шуше, Махинджауре, Златоусте и др. Но сильно поджимали сроки: часть картины было необходимо сдать к 20 декабря 1925 года.

Вскоре стало совершенно очевидно, что охватить весь масштаб революции 1905 года за отведенное время съемок просто невозможно. И тогда решено было сократить сценарий, оставив в нем в центре повествования только один рассказ о роли в революционном движении броненосца «Потемкин». Так масштабная эпопея превратилась в острый, надрывный драматический исторический фильм, а основным местом съемки стали Одесса и Севастополь, где работали киностудия и кинолаборатория.

Удивительно, но из многотомного и многокадрового сценария фильма «1905 год» броненосцу «Потемкин» было уделено всего две страницы — 41 кадр. И из этого почти эпизода Сергей Эйзенштейн создал настоящий шедевр.


В картине применялось множество интересных технологических и декораторских решений. Для своего времени это было новое слово в кинематографе. Так, впервые для съемок движения были использованы специальные передвижные платформы на рельсах. Применялись первые спецэффекты. Например, ожившие каменные львы, которые не выдержали ужаса всего происходящего и сошли со своих постаментов.

Но, конечно, в первую очередь был необходим броненосец. Сам герой описываемых событий — броненосец «Князь Потемкин Таврический» — давно уже был списан и затоплен. Поэтому пришлось поискать точно такой же. Так удалось найти брата-близнеца — броненосец «Двенадцать апостолов», на котором и развернулось основное действие картины.

Сцена расправы на Одесской получилась настолько правдоподобной, что многие западные кинокритики полагали, что этот трагический эпизод действительно имел место в истории Советской России и ее революций.

Премьера фильма состоялась 21 декабря 1925 года в Большом театре и имела ошеломляющий успех. В тот год всерьез предлагалось присудить фильму Нобелевскую премию.

Лекция о фильме «Броненосец «Потемкин»

  • 2016
  • Гуманитарные
  • 12 мин

Лекторы: кинокритик Николай Изволов, кинокритик Евгений Марголит.

Смотрите также

  • 1961
  • Комедия
  • Александр Митта
  • 88 мин
  • 1963
  • Комедия, Мелодрама
  • Георгий Данелия
  • 78 мин
  • 1985
  • Военный, Драма
  • Элем Климов
  • 145 мин
Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Леон Бакст — художник, декоратор, дизайнер

Сценограф Русских сезонов Дягилева в Париже

Звезда «Карнавала» Ирина Муравьева

Актриса, покорившая мир

Мастер жанровой живописи Владимир Маковский

Картины ректора Императорской Академии художеств

Гадание на блинах и пиротехническое шоу, игры-квесты по русским сказкам и фотографии из терема Василисы Прекрасной.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Совместный проект ГМИИ имени Пушкина и испанского фонда La Caixa откроется в 2018 году.

Подробнее

Театр, балет, джаз и рок в Зимнем дворце и «Розе Хутор».

Подробнее

Книги, на которые стоит обратить внимание в этом году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть