«Он был романтик и пел песни о любви»: Валерий Ободзинский

Звукозаписывающая фирма «Мелодия»
выпустила пластинку с песнями Валерия Ободзинского
 — популярного в СССР эстрадного артиста. Композитор Давид Тухманов
говорил о нем: «Он был романтик, любил лирику и пел песни о любви». Портал «Культура.РФ» рассказывает о творчестве Ободзинского, популярных композициях исполнителя и новой пластинке «Мелодии».

От пения на теплоходе — к всесоюзной известности

Валерий Ободзинский родился в небогатой одесской семье. В школе он учился плохо: прогуливал занятия и много хулиганил. Но старался подрабатывать: вставлял пружины в матрасы, трудился кочегаром и изготавливал замки.
В старших классах Ободзинский познакомился со студентом одесского музыкального училища, который привел его в местный Дом культуры. Вскоре Валерий Ободзинский начал выступать с любительским ансамблем — играть на контрабасе и петь. Все композиции он заучивал на слух, потому что не знал нотной грамоты.
После школы Ободзинский устроился музыкантом на теплоход. В 1960 году ансамбль, в котором он пел, выступал на пароходе «Адмирал Нахимов». Во время одного из концертов Валерия Ободзинского заметил профессиональный музыкант. Он пригласил исполнителя в Костромскую филармонию
​. А еще через год Ободзинский переехал в Томск
и устроился в филармонию там. С ее музыкальным коллективом певец объездил почти всю Сибирь
.
На концерте в Норильске Валерия Ободзинского заметил Павел Шахнарович, музыкант джазового оркестра Олега Лундстрема​
. По его рекомендации певца пригласили на собеседование в Москву. Однако в оркестре Ободзинский проработал всего около трех лет. В 1967 году уехал в Донецк, где пять лет был солистом местной филармонии.
Всесоюзную известность Ободзинский получил в 1970-х: тогда пластинки артиста начали расходиться миллионными тиражами.

«Как певец я был не похож на советского человека»

Валерий Ободзинский был самоучкой, он не оканчивал ни консерватории, ни даже музыкального училища. Однако его манера исполнения отличалась от других, а пение было эмоциональным и выразительным. Выделялся Ободзинский и репертуаром. В интервью журналистке Алле Переваловой он рассказывал: «Как певец я был не похож на советского человека. Советские люди не могли петь так, как пел я. Гуляев прекрасно исполнял песни про партию, Ленина, танкистов, космонавтов. А я не шел на это. У меня была своя тема. Я певец любви». Еще Ободзинский часто слушал иностранных исполнителей — Луи Армстронга, Эллу Фитцджеральд, Фрэнка Синатру — и использовал их вокальные приемы в своих выступлениях. Сам артист считал, что поет «в стиле соул — так, как поют на Западе, обогнав своих коллег лет на 15–20». Соул — это жанр музыки, который появился в 1950-х в США. Для него характерны импровизации, душевная манера исполнения, эмоциональность.
Ободзинский же пел легко, свободно и подвижно — звонким тенором, открытым звуком. Там, где у других певцов в шею впивалась верхняя пуговка рубашки, у него был вольно распахнут модный воротничок. Но главное, что отличало певца, — его репертуар. В нем был минимум гражданственно-патриотической лирики, обязательной для каждого советского артиста; Ободзинский хотел петь баллады о делах сердечных. Таких в СССР не хватало, отчасти поэтому на добрую треть песенный запас артиста состоял из зарубежных шлягеров, переведенных на русский, что добавляло ему западнического лоска, ценившегося в оттепель.
Музыкальный журналист Денис Бояринов. Из аннотации к альбому «Поет Валерий Ободзинский»
В 1964 году болгарский композитор Борис Карадимчев подарил Ободзинскому свою песню «Луна на солнечном берегу». А поэт-песенник Онегин Гаджикасимов написал для нее текст на русском языке. С этого момента началось их многолетнее сотрудничество. Вскоре Гаджикасимов перевел для Ободзинского песни «Девушка» (в оригинале — «Girl») Джона Леннона и Пола Маккартни, «Карнавал» Карела Свободы и Иржи Штайдла (в оригинале — «Lady Carneval»), «Все сбудется» Леса Рида и Барри Мейсона (в оригинале — «The Last Waltz»).
А в 1968 году Давид Тухманов написал «Восточную песню». Композитор вспоминал: «Слов еще не было, и поэт Онегин Гаджикасимов написал слова уже после того, как готова была мелодия. И первый, к кому я обратился, был Валерий Ободзинский».
Еще одной популярной композицией в исполнении артиста стала песня «Эти глаза напротив». Ее в 1970 году создал Давид Тухманов
вместе с женой Татьяной Сашко. Критик Сергей Жариков писал о песне: «Этот сплав утонченной, но, казалось бы, устаревшей манеры певца с элементами бита, который гениальный Тухманов постоянно инкрустировал в вялую советскую песню, в начале 70-х по-настоящему воплотился в бессмертном ностальгическом шедевре Татьяны Сашко «Эти глаза напротив».
В 1971 году вышел фильм Николая Москаленко «Русское поле» с Нонной Мордюковой
и Владимиром Тихоновым в главных ролях. В картине Ободзинский исполнил песню «Колдовство» композитора Александра Флярковского на стихи Леонида Дербенева. А композицию «Прощание с любимой» Юрия Саульского
и Григория Поженяна артист пел на спектакле Театра им. Моссовета «Глазами клоуна» по одноименному роману Генриха Бёлля.
Ободзинский постоянно расширял репертуар: «В первую очередь успех певца зависит от его репертуара. Самое главное для певца — это репертуар. Он должен быть разнообразен, он должен быть интересным. Это очень сложно, в общем-то, — заставить публику два часа слушать одного певца». Он исполнял песни Никиты Богословского
, Яна Френкеля, Давида Тухманова, Вячеслава Добрынина и многих других композиторов.

Первые пластинки и миллионные тиражи

Первые пластинки с песнями Ободзинского фирма «Мелодия»
выпустила в 1960-е годы. Сначала это были миньоны — небольшие альбомы с двумя-четырьмя композициями. А в 1970 году вышла пластинка «Поет Валерий Ободзинский» с хитами «Эти глаза напротив», «Карнавал», «Восточная песня». Весь тираж — 13 миллионов копий — распродали за несколько месяцев.
В 1974 году «Мелодия» выпустила миньон «Валерий Ободзинский поет песни Никиты Богословского». Все четыре песни — «Я ревную тебя», «Наказание мое», «Вечный вальс» и «Пойми меня» — артист записал в сопровождении ВИА «Верные друзья». В следующем году вышла еще одна большая пластинка Ободзинского — «Любовь моя — песня» с 11 композициями. Их певец тоже исполнил под аккомпанемент вокально-инструментального ансамбля.
В конце 1970-х чиновники Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию наблюдали за «идеологически неправильным» репертуаром Ободзинского, а в советских газетах публиковали возмущения якобы недовольных слушателей: «…набор второсортных, неизвестно кем написанных сочинений (их названия и их авторы не объявляются в концерте) — о несостоявшейся любви, разбитых сердцах, неудачном простаивании влюбленного под дождем, о телефонных звонках — однообразен и примитивен по смыслу. Ни одно из них по-настоящему глубоко не волнует слушателя и не запоминается». Менять репертуар Ободзинский отказывался, поэтому ему не давали почетных званий, редко приглашали на радио и телевидение. Артист начал злоуопотреблять алкоголем, развелся с женой. А в 1986 году певца уволили из Росконцерта. Он перестал выступать и устроился сторожем на галстучную фабрику.
На сцену Валерию Ободзинскому помогла вернуться Анна Есенина, одна из поклонниц. Она уговорила певца снова начать выступать. Ободзинский вспоминал: «Это удивительный человек, который с детских лет собирает мои пластинки, материалы обо мне, газеты… Она живет моей жизнью, моими песнями». Артист вновь появился на сцене в 1990-е. В 1994 году он дал большой сольный концерт в зале «Россия». А вскоре вышло несколько CD-дисков Ободзинского: «Карнавал любви», «Дни бегут. Александр Вертинский
в творчестве Валерия Ободзинского» и другие.
В 2023 году «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Валерий Ободзинский». На ней собраны как хиты артиста, так и менее известные лирические композиции. В альбом вошли «Восточная песня», советские ремейки «Карнавал» и «Все сбудется», авторские песни Вячеслава Добрынина и Никиты Богословского. Всего на пластинке — 13 композиций Ободзинского. А в цифровое издание альбома дополнительно включена песня «Эти глаза напротив».
Все эти песни были исполнены с 1966 по 1974 год. Голос Ободзинского звучит в дуэте с эстрадным оркестром Олега Лундстрема, ВИА «Верные друзья», инструментальным ансамблем «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна и другими коллективами.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна