Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Дело в шляпке

На Руси ходить с непокрытой головой испокон веков было не принято. Кокошник, кика, повойник, наконец, платок — вот традиционные головные уборы русских красавиц.

Мода изменилась в XVIII веке, в эпоху правления Петра I, прорубившего окно в Европу, приказавшего брить бороды и высочайшим указом повелевшего на ассамблеях появляться в европейском платье. Дамы и кавалеры стали щеголять в заграничных нарядах и париках. Со временем парики сменили пышные и высокие прически с украшениями в виде вазонов с цветами, корзин с фруктами и даже морских фрегатов в волосах… После Французской революции 1789 года на смену «старорежимным вавилонам» на голове пришли более элегантные укладки в стиле а-ля грек.

  • И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука.

    Александр Блок



Впрочем, всевозможные головные уборы и аксессуары для причесок, будь то цветы, ленты, муслин или диадемы, сохраняли свою актуальность в течение всей первой половины XIX столетия. Некоторые из этих украшений успешно перекочевали в век ХХ, а затем и в век XXI. Про шляпки и говорить не приходится: став как бы необязательным предметом женского гардероба, они были и остаются главной страстью настоящих модниц.

А современным модельерам, кажется, и не надо долго думать, чтобы вдохновиться, — достаточно заглянуть в бабушкин сундук или повнимательнее рассмотреть полотна известных живописцев.



Великая княжна Александра Павловна причесана по моде 80-х годов XVIII века — куафюра средней высоты и лента с цветами. Цветок или несколько и сегодня станут прекрасным украшением для женской головки.



Начало XIX века — время моды на все античное. Дамы избавились от корсетов и громоздких причесок, обрядились в легкие платья-туники, а для тепла накинули кашемировые восточные шали. Другая дань Востоку — тюрбаны. Считается, что в России они стали популярны благодаря писательнице мадам де Сталь, которая явилась на бал в большом и красном экзотическом головном уборе. На портрете Боровиковского она тоже изображена в тюрбане, но небольшом, намотанном по типу чалмы и украшенном жемчужной фероньеркой (цепочка с кулоном, спускающаяся на лоб) в камнях. Шляпка-чалма и сегодня один из главных трендов сезона.



В эпоху ампир прическу любили украшать колосьями пшеницы, цветами, лентами, фероньерками и всевозможными диадемами. Вечерний выход и в XXI веке не обходится без высокой прически с локонами и цветочной диадемы, как на портрете княгини Аделаиды Голицыной.



Княгине Авроре Демидовой очень к лицу тюрбан с бахромой, который и в конце 1830-х еще оставался в моде. А современным барышням достаточно обмотать вокруг головы яркий шарф — и вот он, вожделенный тюрбан!



Со временем тюрбан трансформировался в пышный берет, который украшали перьями или бантами. В малиновом берете пришла на бал и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В аналогичном головном уборе изображена и графиня Анна Орлова-Чесменская. Сегодня дамы носят беретки всех цветов и самых разных фасонов — от пышных вязаных с помпоном до строгих и классических из фетра. Особо смелые по-прежнему предпочитают красный.



Начало ХХ века — это начало «прекрасной эпохи». Дамы Belle Époque одевались строго: завышенная талия, тонкий рукав, длинные узкие юбки, чуть расходящиеся книзу… Чтобы избежать излишней чопорности, в моде были пышные шляпы! Правда, дочь живописца, Надежда Репина, изображена не в пышном головном уборе, а в элегантной летней шляпке. Такую и сегодня надеть не грех. Разве что сместить ее слегка с затылка на лоб.



Княгиня Ольга Орлова — пример модницы «прекрасной эпохи». Такие пышные широкополые шляпы украшали перьями или цветами, а зачастую и чучелами птиц (вспоминали, по-видимому, ушедшую эпоху рококо). Конечно, крепились такие объемные конструкции при помощи длинных шпилек и булавок, которые были небезопасны для окружающих. Именно поэтому в 1912 году городское управление в Санкт-Петербурге и Москве запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте — «во избежание травм населения». Пышные шляпы и сегодня очень актуальны, особенно на светских раутах вроде лошадиных скачек. И что хорошо, их не надо крепить опасными для жизни булавками.



1930-е годы — время, когда тон жизни задает джаз, кинематограф и спорт. В Голливуде блистают Грета Гарбо и Марлен Дитрих, у нас — Любовь Орлова. СССР еще не за железным занавесом, а потому художник Александр Дейнека путешествует в 1934–1935 годах по США, Франции и Италии. Его парижанка наверняка занимается спортом, а вечером надевает свободное платье, шляпку-таблетку и оправляется танцевать. Эти шляпки, один раз войдя в моду, остались в ней навсегда.


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть