От Алтая до Карелии: где увидеть рисунки древних людей

Искусство возникло во времена верхнего палеолита, в период 40–10 тысячелетия до нашей эры. Древние люди рисовали или вырезали на скалах то, что их окружало: животных и фигурки человека. Иногда это были сцены охоты и ритуалов
или просто геометрические орнаменты. В России наскальные росписи можно увидеть в Сибири
, на Урале
, в Карелии
и на Кавказе. Традиционно места, где находили рисунки, называли пи́саницами.

Карелия: Онежское озеро

Петроглифы на камне. Мыс Бесов Нос, Онежское озеро, Республика Карелия. Фотография: Ольга Попкова / фотобанк «Лори»
Петроглиф Бес. Мыс Бесов Нос, Онежское озеро, Республика Карелия. Фотография: Ольга Попкова / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Мыс Бесов Нос, Онежское озеро, Республика Карелия. Фотография: Алексей Судариков / фотобанк «Лори»
В России самые известные рисунки древнего человека находятся в Карелии
, на берегах Онежского озера
. Здесь можно увидеть петроглифы
 — изображения, выбитые на камнях. На восточном побережье озера и островах расположено больше тысячи петроглифов. Предположительно, они относятся к эпохе неолита, их создали пять-шесть тысяч лет назад. Рисунки встречаются на протяжении 20 километров, они разбросаны неравномерно на скалах вдоль берега и на островах. В некоторых местах древние художники оставили несколько десятков петроглифов, в других — одиночные фигуры. Исследователи обнаружили их даже на дне озера: изображения украшали отколовшиеся части скал. Каждый год на Онежском озере находят неизвестные раньше рисунки. Многие из них скрыты мхами и лишайниками, а расположенные у самой воды — водорослями.
Петроглифы — это один из немногих источников, которые рассказывают нам о древних людях, их занятиях, верованиях и быте. Однако интерпретировать их сложно, ученые могут лишь предполагать, что обозначали некоторые из знаков. Чаще всего онежские художники изображали птиц, лосей, медведей, волков и лис, рыб и змей. Встречаются антропоморфные петроглифы, знаки солнца и луны, а также круги и овалы. Здесь можно увидеть лебедей с длинными тонкими шеями, знаки, напоминающие лодки и весла, фигурки уток и людей. Самые крупные рисунки в длину достигают четырех метров, самые маленькие — нескольких сантиметров. Самый известный петроглиф, Бес, находится на мысе Бесов Нос: это двухметровая человекоподобная фигура, ее разделяет на две части глубокая трещина.
Когда лучше ехать: май — сентябрь, но со второй половины августа здесь начинаются штормы. Лучше всего петроглифы видны рано утром и вечером, при боковом солнечном освещении.
Как добраться: группа самых известных изображений находится на мысе Бесов Нос на восточном побережье озера, в Пудожском районе. Сначала нужно доехать до города Пудож на машине или автобусе, а затем — до самого мыса по автомобильной и грунтовой дороге, лучше — на внедорожнике: дорога идет через леса. Можно арендовать катер в одном из соседних сел и добраться по воде. Также увидеть петроглифы можно в Национальном музее Республики Карелия
в Петрозаводске
. В экспозиции представлены гранитные плиты с наскальными рисунками, привезенные с берегов Онежского озера, и фотографии.

Урал: Капова пещера

Петроглифы на камне. Капова пещера, заповедник «Шульган-Таш», Республика Башкортостан. Фотография: Ирина Овчинникова / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Капова пещера, заповедник «Шульган-Таш», Республика Башкортостан. Фотография: Рамиль Юсупов / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Капова пещера, заповедник «Шульган-Таш», Республика Башкортостан. Фотография: Вячеслав Потапов / фотобанк «Лори»
На Урале
известно больше 70 мест, где путешественники, исследователи и ученые находили памятники древнего искусства. Писаницы лежат в долинах рек Вишера, Нейва, Исеть, Белая, Тура и Тагил. Их украшают изображения лосей и оленей, реже встречаются медведи, змеи и птицы — утки и гуси. На некоторых рисунках звери запечатлены «скелетно»: внутри общего контура намечены внутренние органы или кости. Такая манера рисунка может быть связана с ритуалами и тотемическими представлениями о животных. На скалах встречаются и геометрические знаки — пятна, круги, ломаные и прямые линии. Вероятно, они относятся к небесной символике и мифологии. Многие писаницы были святилищами — даже спустя тысячелетия местные народы особо почитали эти места.
На Урале древние люди рисовали особыми красками
: смешивали с животным жиром природный пигмент, обычно охру, соединение оксида железа с глиной. Поэтому в наскальной живописи преобладают оттенки красного и коричневого цветов — бурые, терракотовые, бордо. Черные элементы красили углем. Краску наносили пальцами или подручными предметами.
На скалах изображения располагаются на разной высоте, могут идти в несколько ярусов. Древние художники рисовали, стоя на земле, или поднимались на конструкции. Они выбирали ровные участки под естественным навесом или укрытием, чтобы защитить изображения от воды.
Одна из самых известных писаниц Урала — Капова пещера. Она расположена в заповеднике «Шульган-Таш» на реке Белой. В Каповой пещере можно увидеть больше 50 древних рисунков. Часть из них относится к эпохе палеолита, их возраст составляет 14–16 тысяч лет. В пещере два яруса, общая длина коридоров и гротов достигает двух километров. Самые древние рисунки находятся в глубине: здесь изображены мамонты, лошади, носорог и бизон. Некоторые силуэты закрашены красной краской, другие обозначены только контурами. Длина фигур животных — от полуметра до метра. По мнению исследователей, наскальная живопись Каповой пещеры во многом схожа с рисунками того же периода, найденными в пещерах Франции.
Первая фигура лошади передана весьма реалистично, вплоть до копыт и изгиба ног. Это типичная разновидность дикой лошади с небольшой головой и характерно изогнутой шеей. Рисунок этот имеет немало аналогий во Франции.
Археолог Отто Бадер. Из книги «Каповая пещера»
Когда лучше ехать: в любое время года.
Как добраться: пещера находится на территории Государственного заповедника «Шульган-Таш». Он расположен по адресу: Республика Башкортостан, Бурзянский район, деревня Иргизлы, улица Заповедная, 14. В заповеднике можно присоединиться к экскурсии — гид расскажет об истории этих мест и познакомит с наскальной живописью.

Сибирь: Томские и Шишкинские писаницы

Петроглифы на камне. Музей-заповедник «Томская писаница», берег реки Томь, Томская область. Фотография: Александр Афанасьев / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Музей-заповедник «Шишкинская писаница», берег реки Лены, Иркутская область. Фотография: И.И. Афанасьев / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B_2.JPG" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank" rel="noopener">Public domain</a>
Петроглиф с изображением шамана. Музей-заповедник «Томская писаница», берег реки Томь, Томская область. Фотография: Александр Афанасьев / фотобанк «Лори»
Много памятников древнего искусства России находится в Сибири
. Здесь сохранились наскальные росписи и петроглифы — процарапанные, выбитые или вырезанные в камне изображения. Древнейшие рисунки верхнего палеолита, как правило, спрятаны в глубине пещер, в труднодоступных местах. Более поздние расположены на виду — на скалах вдоль рек и озер — и обращены к воде. Крупные фигуры можно рассмотреть даже с другого берега.
По берегам реки Томь находятся несколько писаниц. Петроглифы у деревни Писаной относятся к эпохе позднего неолита, около IV–III тысячелетия до нашей эры. На гладкой поверхности камня высечены фигуры лосей и медведей, человекоподобных существ, сцены охоты с луками, копьем и ловушками. Всего здесь нашли больше 300 изображений.
Ученые предполагают, что Томская писаница в древности служила святилищем. Среди петроглифов встречаются фигуры людей со звериными чертами — вероятно, так изображали шаманов. У некоторых человечков от головы, словно от солнца, отходят лучи — возможно, это боги. Еще здесь можно увидеть цапель, журавлей, уток и сов, они считались божествами смерти. Сегодня наскальные изображения входят в комплекс музея-заповедника «Томская писаница»
. Здесь проходят экскурсии, на которых рассказывают об истории этих мест.
В Иркутской области находится еще один памятник древнего искусства Сибири — Шишкинские писаницы. На берегу реки Лены, недалеко от деревни Шишкино, есть скалистая стена, ее длина — почти три километра. На всей протяженности можно увидеть фигуры, вырезанные в камне. Многие петроглифы сильно пострадали от более поздних надписей, красная краска побледнела. Но часть настенной живописи сохранилась хорошо.
Древнейшие рисунки этой писаницы относятся к IV тысячелетию до нашей эры, это крупные фигуры оленей и лосей. Позже появились изображения человекообразных фигур с лучами над головой, людей с орудиями, а также лодок, мифических животных
и орнаментов. Древние художники подробно передавали силуэты знакомых им зверей.
Фигура марала выполнена в технике зашлифовки. Она очерчена одной широкой, почти непрерывной контурной полосой. Уцелела только передняя часть изображения, но этого вполне достаточно, чтобы судить о нем в целом. Рисунок оленя выполнен смелой, уверенной рукой, с превосходным знанием натуры и вместе с тем изящно… Голова животного узкая и длинная; она очерчена живо и точно. Особенно тщательно выделана на ней дугообразная выпуклость массивной нижней челюсти.
Алексей Окладников, Вера Запорожская. Из книги «Ленские писаницы»
Когда лучше ехать: музей-заповедник «Томская писаница» работает круглый год, но в теплое время года проходить туристические маршруты комфортнее. В музее проводятся экскурсии.
Как добраться: на автобусе от Кемерова
около 50 километров, остановка «Музей-заповедник «Томская писаница».
Шишкинские писаницы: от Иркутска нужно проехать около 250 километров до рабочего поселка Качуг, затем по грунтовой дороге добраться до реки Лены.

Горный Алтай: Калбак-Таш

Урочище Калбак-Таш расположено неподалеку от места, где соединяются реки Чуя и Катунь. Рядом проходит Чуйский тракт — дорога, которая связывает Западную Сибирь с Монголией. На правом берегу Чуи можно увидеть наскальные изображения разных эпох, от неолита до Средневековья.
Петроглифы наносили на скалы, которые выделялись своей формой и были заметны с большого расстояния. Рядом со скоплениями рисунков часто находят каменные площадки — они могли служить местом для обрядов и жертвоприношений.
Самые ранние петроглифы Калбак-Таша — фигуры оленей-маралов и лосей. К более позднему периоду относятся рисунки с другими темами: сцены охоты и воины с оружием, колесницы и женщины, а также пара — самец и самка оленя.
Предположительно, в середине II тысячелетия до нашей эры здесь изобразили домашних быков с возом или всадником. В начале нашей эры на археологическом памятнике появились петроглифы скифской эпохи. Это выбитые рисунки животных: лошадей, оленей, горных козлов и волков. Всего же на скалах Калбак-Таша обнаружено более пяти тысяч изображений. Посмотреть их можно самостоятельно или вместе с экскурсоводом.
Когда лучше ехать: в любое время года.
Как добраться: Республика Алтай
, Онгудайский район, около 20 километров от села Иня, 723-й километр Чуйского тракта. Осмотр петроглифов включен в некоторые автомобильные экскурсии по Алтаю.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна