Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Обитель батюшки Онего

Поверья жителей Вытегорского района Вологодской области, связанные с Онежским озером, именуемым в народе: «Батюшка Онего».

Андрей Туторский.
Кандидат исторических наук,
преподаватель кафедры этнологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Архив полевых этнографических экспедиций кафедры этнологии МГУ и кафедры этнографии и антропологии СПбГУ
Крестьяне, обосновавшиеся здесь, не знали крепостного права. Они селились преимущественно однодворными деревнями. Такое поселение состояло из объединенного под одной крышей дома-двора, да на небольшом отдалении ледника и амбара. Основными транспортными артериями вплоть до XIX века в регионе оставались реки. Часто по одной реке селились потомки одного первопереселенца. Эту особенность подметил по писцовым книгам отечественный этнограф Михаил Владимирович Витов. Вдоль одной реки все жители, как правило, имели одно отчество: «Степанко Семенов, да Федко Семенов, да Лашко Семенов, да Гришка Семенов, да Матюшко Семенов, да Михалка Семенов».

До XIX века Вытегорские земли были перевалочным пунктом дороги из Санкт-Петербурга в Архангельск. С 1810 года ситуация изменилась. Была открыта Мариинская водная система, которая связала Волгу с Балтийским морем и прошла по рекам Шексне, Ковже и Вытегре. Система включала в себя 28 деревянных шлюзов, а дорога от Рыбинска до Петербурга занимала более трех месяцев. На протяжении всего XIX столетия система совершенствовалась: углубляли каналы, строили дополнительные шлюзы.

В середине того же XIX века в Обонежье приходят крупные предприятия, которые занимаются вывозом леса из России. В Оште, Андоме, Самино возникают разнообразные артели, занимающиеся рубкой, перевозкой и сплавом деревьев. В конце позапрошлого века этнограф и диалектолог Герман Куликовский в серии очерков об Обонежье писал также о «бревнокатных, пиловых, тесоносных, дровокатных и женских дровоносных артелях». Примечательно, что в этих артелях жил «дух капитализма». Крестьяне нанимались в артели не гуртом, а по отдельности. Каждый домохозяин отвечал сам за себя, и круговой поруки, широко распространенной в других отраслях крестьянской экономики, не существовало.

В 1930-е годы решили модернизировать систему каналов, чтобы проводить по ним военные суда. Чтобы весь волго-балтийский путь находился в подчинении одной области, в Вытегорский район Лодейнопольского округа Ленинградской области включили территории части Оштинского, Ковжинского и Андомского районов, а он сам вошел в состав Вологодской области.

В 1960-е годы завершилось усовершенствование Волго-Балтийского канала, который вместо имени императрицы Марии Федоровны получил имя В.И. Ленина. Все деревянные шлюзы на конной тяге заменили железобетонными механическими конструкциями. По Ковже и Вытегре стали ходить морские крупнотоннажные суда. В наши дни именно в сфере обслуживания канала работает большинство жителей города. Канал еще и основной поставщик туристов в город.

Военные годы

Вытегорский – единственный район Вологодской области, на территории которого велись боевые действия в Великую Отечественную войну. В 1941 году войска генерала Маннергейма заняли территории на Онежско-Ладожском перешейке и стремились прорваться к немцам, захватив южное побережье Ладожского озера. Другая часть финских войск направилась к Оштинскому погосту, намереваясь развить наступление на Вологду. В Оште из местных жителей сформировали истребительный батальон, который держал оборону и прикрывал эвакуацию людей и припасов по Вытегре на Волгу. После прибытия в Вытегру частей 272-й стрелковой дивизии линия фронта стабилизировалась на целых три года.

Город Вытегра Вологодской области. Река Вытегра - часть Мариинской водной системы 1810 года.

Сухие слова «фронт стабилизировался» звучат несколько иначе с точки зрения повседневной жизни. Во-первых, все предприятия из двадцатипятикилометровой прифронтовой полосы были эвакуированы. Многие из уехавших людей нашли работу в других районах Вологодской области и после освобождения Ошты не вернулись в родные края. Во-вторых, линия фронта с обеих сторон обросла минными полями. Они снижали возможность внезапного прорыва. Только 19 июня 1944 года в ходе операции 368-й стрелковой дивизии район был полностью освобожден. Однако война для местных жителей на этом не окончилась.

Из девушек Вытегорского района был сформирован батальон минеров. Они прошли обучение по семидесятичасовой программе ОСОАВИАХИМа и были отправлены на задания. Если заминированный участок был сухим, его выжигали. От этого большинство мин взрывалось, а оставшиеся становились заметнее. Если участок был мокрым, его разбивали на полосы по полтора метра шириной, и девушки производили разминирование вручную. Уже давно отгремел салют Дня Победы, а минеры Ошты все еще несли потери от расставленных финнами мин. Подрывались на них и обычные колхозники, старавшиеся скосить сено для личного скота на незанятой колхозом земле. Лишь к сентябрю 1946 года разминирование было завершено.

Вепсский субстрат

Вытегорский район – территория, на которой начиная с X века бок о бок живут русские и вепсы. Михаил Витов, исследовавший этот регион в 1950-е годы, отметил такую особенность. В этнографическом плане деревни четко делились на русские и вепсские. Например, Оштинский погост был полностью русским, а Шимозеро – полностью вепсским. В антропологическом же плане жители всех поселений Вытегории были весьма схожи. Из этого факта ученый сделал вывод о том, что проникновение русских в этот регион шло небольшими группами. Новопоселенцы смешивались с вепсами, заимствуя у них лексику (в первую очередь рыболовецкую и магическую), а также некоторые хозяйственные приемы. Вытеснения или противостояния не было.

Берег реки Вытегра

Русские Вытегории отличаются от соседних с ними русских Вологодской области. Во время поездки члены экспедиции помогали одному из местных жителей Алексею на покосе. Кроме нас, на самую сложную работу – метать стог – Алексей пригласил своего сослуживца по местному отделению МЧС Дмитрия, который был родом из Кирилловского района. Стог в Вытегорском районе напоминает яйцо. Сначала ставят стожар – вертикальная жердь, основа будущего стога. Затем мечут небольшое основание около двух метров в диаметре. После этого ставят подпорки с развилками на конце – соромины – и стог начинают расширять до трех метров в поперечнике. Наконец, на высоте четырех метров делают конусообразное завершение и на конец стожара надевают связанные петлей ивовые ветки с зелеными листьями – кагачи. Кстати, слова «соромина» и «кагач» вепсского происхождения.

Во время работы Алексей и Дмитрий беззлобно подшучивали друг над другом.

– Зачем вам такой стог высокий, думаете, сверху не украдут сено? – интересуется Дмитрий.
– Ты давай работай, а то его и красть не надо будет – он у тебя на бок завалится, – отвечает Алексей. Затем находящемуся уже на высоте четырех метров Дмитрию подают кагачи.
– Это еще зачем, что это такое? – удивляется он.
– Кагачи, чтобы сено от ветра не разлетелось, – отвечает Алексей.
– Оно и так не разлетится. Кагачи… Слово-то нерусское! – подмигивает Дмитрий.
– Самое что ни на есть русское! – отвечает Алексей.

И уже совсем нешуточный спор разгорается, когда приходит время спускаться со стога. Дмитрий просит воткнуть в стог на высоте двух метров вилы, чтобы встать на них, как на ступеньку. Алексей предлагает подать палки-носилки длиной около четырех метров и спуститься по стогу, как по ледяной горке, держась за них как за перила. Вроде дело не сложное, а у каждого свои взгляды. Кириллов и Вытегра рядом, а традиции наособинку.

По всей вероятности, из вепсской старины пришли к вытегорам поминальные обычаи. Каждый раз, проходя мимо кладбища, люди заходят к родственникам «платочком помахать». Многие просто подходят к ограде возьмутся левой рукой за нее, помашут правой с платочком и дальше пойдут. Те, кто «малтают» – знают или разбираются, – учат так: «Надо зайти за ограду и взмахнуть два раза платком вверх – открыть покойнику глаза. Потом посидеть на лавочке, поговорить с ним, а перед уходом махнуть платком два раза вниз – закрыть покойнику глаза». Обычай регулярно, а не по специальным поминальным дням, проведывать покойников – финно-угорского происхождения. То же можно сказать и о практике «будить» и «усыплять» покойников.

Кроме этих обычаев, еще многое в культуре Вытегории напоминает о древних насельниках этого края. То тут, то там в речи услышишь вепсские слова.
«Лудо» – каменная отмель на озере, от финского loudo – отмель. Слово «луда» широко распространено по всему Русскому Северу, но в Обонежье в нем четко артикулируется буква «о» в конце слова.

«Кенда» – высокий песчаный берег, поросший соснами. Однокоренное слово «кондовый», то есть крепкий, шире распространено в русском языке. В других районах Вологодской области словом «конда» обозначают сосну, растущую на сухом возвышенном месте, в противоположность тем соснам, что выросли на болотах. Именно из таких сосен получается крепкие – кондовые – брусья.

Да, а еще жуки здесь «бурандают», а лягушки «кырандают», а вовсе не жужжат и квакают.

Батюшка Онего

Конечно же, важную роль в культуре местных жителей играет Онежское озеро, которое они именуют «Батюшка Онего». В каждом колхозе в советское время были рыболовецкие бригады. Такая бригада в отличие от полеводческой формировалась по артельному принципу. Бригадир набирал своих знакомых для вылова определенного количества рыбы. Весной во время путины рыбаки из Тудозерского и Андомского колхозов уезжали к деревням Кюршево и Голяши, расположенным непосредственно на берегу Онего и ловили рыбу. Рыбу первого сорта сдавали на рыбзавод, рыбу второго сорта ели во время лова и часть оставляли себе. Первый сорт – это красная рыба, лóсось, с ударением на первый слог.

Кстати сказать, именно такое ударение долгое время было единственно правильным в литературном русском языке. Только в середине XX века было признано нормой ударение на втором слоге. На пожилых интеллигентов Карелии слово «лосóсь» производит то же впечатление, что и слово кофе, употребленное в среднем роде, в Москве.

На зимний лов бригады распределяли по небольшим озерам, которыми изобилует Вытегорский край и соседняя Карелия и Ленинградская область. Начинаются бесконечные перечисления: Лужандозеро, Бундозеро, Гонгинское, Кудьмозеро и другие. Рыбаки жили в других деревнях по нескольку недель. На это время «снимали квартиры» – у местных колхозников арендовали дом, где рыбаки и жили. Один рыбак вспоминает: «Мы им рыбкой платили, они довольны были. Радовались, когда мы приезжали. А мы все озеро обловим и уедем».

Каменистый берег Онежского озера

В наши дни отлов рыбы на Онежском озере почти запрещен. Самые большие квоты на отлов рыбы получают хозяйства Республики Карелии. В Вытегорском районе крупных рыболовецких хозяйств нет. Вытегоры по-прежнему ловят рыбу, однако с точки зрения закона это называется браконьерством.

Не очень охотно рассказывают местные жители об обрядах и поверьях, связанных с батюшкой Онегом.

Например, если перед человеком стоит какой-то важный вопрос, надо задать его себе и выйти постоять на берег озера. Если озеро сразу спокойно или, наоборот, бушевало-бушевало и вдруг внезапно успокоилось, а вдали блеснул просвет в облаках, значит, батюшка Онего отвечает положительно. Если же, наоборот, непонятно почему разбушуется или в ясную погоду набежит туча, следует отменить принятое решение. Батюшка Онего не желает.

Есть и еще одна интересная особенность, о которой и вовсе не говорят. Из озера вылавливают коряги причудливой формы, называемые здесь «калужины». Никто не говорит, зачем они нужны. Однако на Андоме-горе редкий дом не украшен такой корягой. Даже на баркасе, который иногда возит туристов к Муромскому монастырю, укреплен обтесанный озером комель небольшого дерева. Местные жители говорят, что «выловили корягу просто так, для украшения». Однако глаз этнографа цепляется за эти детали. Далеко от Русcкого Севера эскимосы Канады делают из выловленных в море веточек причудливой формы амулеты-обереги, скрепляя их кожаными ремешками. Если развилка напоминает человечка, то этому придается особое значение. Но об этом вытегоры первым встречным не рассказывают.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть