7 известных картин из выступления Манижи на Евровидении

23 мая в Роттердаме (Нидерланды) прошел финал Евровидения-2021. Российская участница, певица Манижа, заняла девятое место с песней «Русская женщина» («Russian Woman»). Конкурсантка представила красочный номер, вдохновленный эстетикой русского авангарда, — и мы составили подборку картин, элементы которых заметили в мультимедийных декорациях.

Наталия Гончарова. «Хоровод»

Полотно «Хоровод» относится к переходному периоду в творчестве Наталии Гончаровой: художница начала постепенно отходить от канонов примитивизма — популярного направления русского авангарда, и стала обращаться к мотивам народного искусства.
В 1910-х годах возникло художественное течение «всёчества», идеологом которого был муж Гончаровой — основоположник русского авангарда Михаил Ларионов
. Манифест последователей всёчества гласил: «Все стили мы признаём годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие». Поэтому многие последователи движения, как и Гончарова, часто обращались к традициям и искусству прошлых веков.

Михаил Ларионов. Портрет Гончаровой

С будущей женой Наталией Гончаровой Михаил Ларионов познакомился в Московском училище живописи ваяния и зодчества
. Художник учился на живописном отделении, а Гончарова — на скульптурном. Узнав об этом, Ларионов воскликнул: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой!»
Портрет возлюбленной, который хранится в Третьяковской галерее
, Ларионов написал после премьер двух постановок, которые Гончарова оформляла для Русских сезонов Сергея Дягилева
: оперы Римского-Корсакова
«Золотой петушок» и комедии Карло Гольдони «Веер». Он создал картину в необычной манере: на холсте соединились темпера, опилки, а также фрагменты афиш тех самых спектаклей.

Наталия Гончарова. «Весна. Белые испанки»

Картина «Весна. Белые испанки» относится к испанскому периоду творчества Гончаровой. В Испанию художница вместе с Михаилом Ларионовым приехала в 1916 году. Испанок в узнаваемых белых одеждах она писала много и в самых разных стилях. В эссе «Наталия Гончарова» Марина Цветаева
так отзывалась об этих картинах: «На первом месте Испанки. Их много… Лучший отзыв о них недоуменный возглас одного газетного рецензента: «Mais ce ne sont pas des femmes, ce sont des cathédrales!» («Да это же не женщины, это — соборы!»). Всё от собора: и створчатость, и вертикальность, и каменность, и кружевность. Гончаровские испанки — именно соборы под кружевом, во всей прямости под ним и отдельности от него. Первое чувство: не согнешь. Кружевные цитадели».

Александра Экстер. «Фигура с кинжалом»

Александра Экстер была яркой представительницей украинского и русского авангарда, одним из основоположников стиля ар-деко
. В 1921 году художница оформила постановку «Ромео и Джульетты» для московского Камерного театра. Вместо привычных плоских задников Экстер представила публике необычные многоуровневые конструкции, а костюмы превратила в настоящие художественные композиции в духе кубизма. Художница предлагала расписывать не только декорации, но и лица актеров, что искусствоведы называют одним из первых прототипов боди-арта в отечественном искусстве. Позднее Экстер сотрудничала с Московским ателье мод, помогала создавать парадную форму Красной армии в 1922–1923 годах.

Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями»

Этот автопортрет Наталия Гончарова писала на стене своей московской мастерской. Он входит в цикл ее импрессионистических работ, ни у одной из которых не было рамы.
Автопортрет написан бурными, широкими мазками, которые словно стремятся выйти за пределы холста. Подобной манерой Гончарова отсылает к работам Ван Гога. Специалисты Третьяковской галереи, где хранится картина в наши дни, отмечают, что «цветы уподобляются полыхающему… факелу», а «букет в грубой руке героини служит метафорой ее могучего творческого темперамента».

Наталия Гончарова. «Прачки»

Картина «Прачки» относится к неопримитивистскому
периоду творчества Гончаровой. Художница часто обращалась к сценам из жизни простых людей и традиционно женским занятиям: стирке, жатве и другим.
Исследователи творчества Гончаровой отмечают, что на нее влиял не только интерес к народному искусству и русскому лубку
, но и эстетика «таитянских» работ Поля Гогена. По словам специалистов Русского музея
, эти «вневременные» сцены «воспринимаются как своеобразный, идущий из древности торжественный ритуал».

Наталия Гончарова. «Продавщица апельсинов»

Эксперты считают, что полотно «Продавщица апельсинов» Наталия Гончарова написала вскоре после поездки в Испанию. Об этом путешествии она вспоминала: «Испанию я очень люблю. Мне кажется, что изо всех стран, где я бывала, это единственная, где есть какие-то скрытые силы. Этим она очень близка России».
В картине соединились интерес художницы к ярким цветам и декоративным элементам испанского народного искусства и характерные элементы кубизма. В этой картине особенно заметна динамичная манера письма и мастерское умение Гончаровой работать с матовой и глянцевой текстурами.

Автор: Екатерина Тарасова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна