Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Самые красивые Варвары в русских портретах

Вспоминаем самых красивых и интересных обладательниц этого имени в русской живописи.

Имя Варвара на Руси было известно издавна — оно принадлежало святой Варваре Илиопольской, которую весьма почитали в стране, в том числе потому, что ее мощи показывали в киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Сохранились прекрасные иконы святой XIV–XV веков. Однако правящие князья Рюриковичи это имя не употребляли. Не стало оно «царским» и для новой династии Романовых. Впрочем, в XVII веке, когда Рюриковичи перестали быть монархами, превратившись в аристократов, это имя начало встречаться намного чаще. Но, конечно, портреты Варвар появились только в XVIII веке — тогда же, когда в России появилась сама портретная живопись.


На портрете кисти Грота 1746 года в серебряном платье изображена Варвара Алексеевна Шереметева, дочь князя Черкасского и самая богатая невеста России. Свадьба с ней принесла роду Шереметевых состояние и множество поместий, включая Останкино и Марьино. Руку она протягивает к усыпанному бриллиантами портрету императрицы Елизаветы — знаку того, что она ее камер-фрейлина. Обратите внимание на сильный макияж.

А картина 1760 года, написанная Ротари, изображает ее дочь и тезку Варвару Петровну Шереметеву, которая выйдет замуж за Алексея Кирилловича Разумовского (сына последнего гетмана и племянника фаворита). На картине ей только 10 лет, но Варвара наряжена, напудрена и накрашена, как взрослая, в ушах у нее крупные бриллианты. Но руку она тянет не к награде, а к розе — знаку игривой эпохи рококо. Роза на груди приколота и у Варвары Николаевны Суровцевой, написанной Рокотовым в 1780-х годах. Об этой даме, чей портрет считается одной из красивейших работ художника, мы практически ничего не знаем — кроме того, что она одевалась по последней моде. Впрочем, Рокотов вообще тщательно следил за выбором костюмов.


Нежны и не закованы в жесткий корсет Варвары на портретах конца XVIII века — наступает эра сентиментализма и романтизма. На картине приезжей портретистки Анжелики Кауфман 1784 года изображена баронесса фон Криденер — та самая, к чьим мистическим советам прислушивался Александр I. Прибалтийская дворянка, она была крещена как «Барбара Юлия» — не только в честь святой Варвары, но и в честь пострадавшей с ней в один день Иулиании. На портрете маленький сын баронессы держит в руках лук — на языке символов того времени это значит, что он Купидон, а мать его — Венера. Другая заезжая портретистка, Элизабет Виже-Лебрён, оставила портреты Варвары Николаевны Головиной (1797–1800) — подруги императрицы Елизаветы Алексеевны и автора любопытных записок, и Варвары Нарышкиной (1800) — внебрачной дочери фаворита Екатерины II Римского-Корсакова и красавицы Екатерины Строгановой. Она станет матерью первой Зинаиды Юсуповой. Головина закутана как почтенная мать семейства, а вот более юная Нарышкина — в игривом наряде а-ля античная нимфа.

С популярностью святой Варвары в России вышел любопытный казус — считалось, что, помимо жены Владимира Святого Анны, анонимной матери Владимира Мономаха и Софьи Палеолог, на Русь вышла замуж еще одна византийская принцесса — Варвара Комнина. Ее называли женой великого князя киевского Святополка II Изяславича. Но она должна быть сестрой знаменитого историка Анны Комниной, а в трудах той о Варваре ни слова! В итоге выяснилось, что принцессу придумали церковники в XVII веке — им надо было как-то объяснить, как мощи святой Варвары попали в Киев. И они выдумали Варвару Комнину, которая будто бы привезла реликвии своей святой покровительницы из Константинополя в числе прочего приданого.


Владимир Боровиковский написал такое количество прекрасных барышень, что среди них обязательно найдется Варвара, причем не одна. На портрете 1798 года — Варвара Алексеевна Мартынова, вышедшая замуж за Романа Шидловского, представителя богатейшей семьи Харьковщины. Поэтому она украшена крупными драгоценными камнями и жемчугом. На груди медальон с портретом — судя по старомодному парику, это не муж, а отец. Варвара Гавриловна Гагарина вместе с сестрой Анной написана на портрете 1802 года — они дочери сенатора и министра, а наряжены, заметьте, намного сдержанней Шидловской. Сестры изображены музицирующими: одна держит в руках ноты, другая — гитару устаревшего ныне силуэта. Варвара, кстати, сбежит из отчего дома с любовником, а Анна уйдет в монастырь. Элегантно сдержан и облик Варвары Андреевны Томиловой (1800-е годы) — жены генерала, героя войны 1812 года и большого любителя искусств (например, он собрал почти полную коллекцию офортов Рембрандта).


К середине века мода меняется — дамы нарядились в пышные кринолины с кружевами и оборками. На портрете кисти Винтерхальтера (1857) — еще одна представительница рода Шереметевых по имени Варвара, в замужестве Мусина-Пушкина. Прекрасная графиня наряжена в великолепные жемчуга, а подол ее платья напоминает облако — впрочем, это излюбленный прием художника. Портретист Иван Макаров известен тем, что оставил несколько портретов Натальи Гончаровой. Девочки Ольга и Варвара Араповы — тоже из семьи пушкинской вдовы: два их брата были женаты на дочерях Гончаровой от брака с Ланским. Платье необычного оттенка на картине Маковского (1884) украшает знаменитую Варвару Алексеевну Морозову — благотворительницу, меценатку, мать коллекционеров Михаила и Ивана Морозовых .

Имя Варвара к началу ХХ века было достаточно популярным — на 22-м месте. К концу столетия оно опустилось на 95-ю строчку, а в наше время входит в десятку самых популярных имен новорожденных.


Девочка с полотна Крамского (1882) — Варвара Лемох, дочь художника-жанриста Кирилла Лемоха, которая выйдет замуж за сына Менделеева. Ее платье с коротким подолом (потому что детское) — отсылка к моде мушкетерской эпохи: обратите внимание на шляпу и воротничок. Самый эффектный портрет кисти Репина изображает даму с не менее эффектной фамилией — Варвару Ивановну Икскуль фон Гильденбанд (1889). Известная под прозвищем Красная Баронесса, она сделала колоссально много — помогла создать общество Красного Креста, с сестрами милосердия ездила на фронт Первой мировой и даже получила Георгиевский крест за работу на передовой. В 1920 году сбежала за границу по льду Финского залива — а ей было уже 70. Очередная графиня Варвара Мусина-Пушкина, но на этот раз Васильевна, смотрит на нас с портрета Серова (1895). Кажется, заказчица была желчному Серову симпатична — он писал ее несколько раз и гостил в ее имении Борисоглеб.

смотрите также


Прямая трансляция 29 марта, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

«Леди-джаз посвящается». К 100-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд.

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть