Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Колпашевский краеведческий музей

Город: Томск
Адрес: г. Колпашево, ул. Ленина 49
Телефон: 73825453607
Паспорт объекта
Создан на базе Нарымского окружного музея краеведения, перевезённого из с. Парабели в административный центр Нарымского округа – раб. пос. Колпашево осенью 1936 г.
Начало организации Нарымского окружного музея относится к 1929 г. и связано с именем административно-ссыльного, экономиста по специальности, Б.А. Дмитриева.
В течение 1929 г. он вёл переписку с различными организациями и лицами и, наконец, в апреле 1930 г. Парабельским РИКом, на основании докладной записки, поданной Б.А. Дмитриевым в Парабельский РОНО, музей был документально утверждён как окончательно организованный.

Первоначально Музей помещался в маленькой комнате при Парабельской школе колхозной молодежи (ШКМ), но летом1931 г. во время ремонта, комната музея была переделана в большую классную комнату и тогда же, вместе со всей ШКМ, комната отошла под общежитие комендатуры.

В сентябре 1931 г. Б.А. Дмитриев обратился к зав. Парабельским опытным полем (Агростанцией) с просьбой о предоставлении музею помещения на Опытном поле, и в конце 1931 г. музей получил там вначале одну комнату, а затем отдельное здание в составе 8 комнат (5 – под экспозицию, 1 – под квартиру и 2 – под служебные помещения).
В январе 1932 г., по окончании срока ссылки, Б.А. Дмитриев уехал из Парабели, и в должность заведующего музеем вступил Леонид Николаевич Никонов, административно-ссыльный, бывший профессор Тверского педагогического института, специалист в области методики естествознания.

Территориальное объединение музея и Агростанции послужило предпосылкой к дальнейшему объединению их совместной научно-исследовательской работе по всестороннему изучению Нарымского края. Научно-исследовательская работа в 1932–1933 гг. осуществлялась в виде наблюдений за кедровым заповедником Опытного поля, а так же в виде фенологических наблюдений, что и находило отражение в отчётах как по Агростанции, так и по музею. В это же время музеем, совместно с Агростанцией была осуществлена экспедиция на р. Усть-Чузик, по обследованию известковых пород.
С 1 января 1933 г. Музей перешёл на бюджет Нарымского ОкрОНО, хотя и занимал площади Агростанции.

В 1934 г., по окончании ссылки, Л.Н. Никонов сдал дела Николаю Викентьевичу Биллевичу – районному агроному Чаинского опытного поля Нарымского округа.
Постановлением Нарымского окрисполкома от 16/X –1935 г. музей был переименован в Нарымский окружной музей краеведения. Новый статус закреплял краеведческий профиль музея и придавал музею значимость научно-исследовательского учреждения, центра краеведческой работы в Нарымском округе.

С образованием Нарымского окружного музея краеведения, руководство им было передано Петру Ивановичу Кутафьеву, члену ВКП(б) с 1917 г. Как коммунист, П.И. Кутафьев вёл регулярные занятия по политучёбе с работниками Парабельского опытного поля, а как специалист-музеевед, имеющий опыт практической работы в Новосибирском краевом музее, вносил весомый вклад в музейное дело своим руководством и, что оказалось особенно ценным, своими археологическими изысканиями. Уже в летний полевой сезон 1936 г. П.И. Кутафьевым была предпринята результативная археологическая разведка древних курганов на р. Кёнге.

Н.В. Биллевич остался в музее на должности научного сотрудника, но менее чем через год, в связи с переходом П.И. Кутафьева на работу заведующим районным отделом народного образования, Николай Викентьевич вновь возглавил музей. Причём случилось это в очень ответственный период: при переезде музея из Парабели в рабочий посёлок Колпашево в октябре 1936 г.
В 1937 г. 76-летний Н.В. Биллевич был арестован по абсурдному обвинению в принадлежности к «эсеровско-монархической диверсионной повстанческой террористической организации» и расстрелян. Музей вновь возглавил П.И. Кутафьев.

Археолого – этнографические экспедиции на р. Тым, осуществлённые в 1938, 1940 гг. под руководством Петра Ивановича Кутафьева (в состав экспедиций входили также Константин Иванович Полежаев и фотограф Иван Степанович Фатеев), заложили основу фондовых коллекций музея и, по сути, определили его дальнейшую экспозиционную направленность. Как пример можно привести экспозиционный комплекс: селькупский культовый амбарчик с набором антропоморфных духов и прикладов, обнаруженный между юртами Пыль-Карамо и Лымбель-Карамо в верховьях Тыма, который вот уже более полувека является одним из самых ярких элементов этнографической части экспозиции и неизменно привлекает внимание и посетителей, и учёных. А археологическая коллекция, скомплектованная П.И. Кутафьевым и насчитывающая более 3 тыс. ед. хранения, и поныне используется многими исследователями древней истории Сибири.

В 1944 г., в связи с упразднением Нарымского округа и образованием Томской области, музей приобрёл статус городского, с 1958 г. – межрайонного, а в 1963 г. он стал филиалом Томского областного краеведческого музея.

В 1970–1977 гг. музей находился на капитальном ремонте и одновременно готовил новую стационарную экспозицию, открытие которой состоялось 30 декабря 1977 г. Эта экспозиция, в основе своей, существует и сегодня.

Структурно экспозиция разбита на 2 блока: отдел природы и отдел истории. Экспозиция отдела природы занимает 4 зала, отдела истории – 7 залов. Кроме того, музей располагает выставочным залом для организации временных экспозиций по самым разнообразным темам.

В фондах музея находится более 32 тысяч предметов, комплексно отражающих материальную и духовную культуру населения севера Томской области – селькупов, хантов, эвенков, русских старожилов.

Гордостью Колпашевского музея являются:

- коллекция по культуре нарымских селькупов – самое значительное собрание южноселькупских предметов в музеях России;
- коллекция кулайской металлопластики III–I вв. до н.э., сюжетно- композиционный «звериный стиль» которой получил мировую известность;
- коллекция стеклянных негативов фотографа И.С. Фатеева, запечатлевшего последние мгновения этнического своеобразия нарымских селькупов 1930-х гг.

Музей располагает художественным собранием – работами томских художников В. Черёмина, Ф. Попова, Л. Беляковой, В. Гроховского, К. Залозного, Л. Михайловой, А. Евтихиева, В. Кондрашова, братьев Александра и Анатолия Шумилкиных; работами местных художников А. Мацукова и А. Габова.

Коллекции музея насчитывают более 16 тыс. ед. хранения основного фонда: предметов археологии, этнографии, нумизматики, документов и др. Многие из этих предметов уже включены в научный оборот, ещё большее их число – ждёт своих исследователей.
Фото
Другие места учреждения "Томский областной краеведческий музей имени Михаила Бонифатьевича Шатилова"
Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть