Культурное наследие Республики Калмыкия

Первыми заметный след на территории Волго-Донского междуречья оставили безымянные кочевники скифской эпохи в IV-VI веках до н. э. Различные сарматские племена — аорсы, роксоланы и аланы — сменяли друг друга с IV в до н. э. по IV век н. э. Эти земли также отвоевывали в разные времена гунны, авары, тюрки, булгары и хазары.

С VII века по IX на территории современной Калмыкии располагался центр одного из ранних государственных образований Восточной Европы — Хазарский Каганат. Хозяевами восточноевропейских степей в течение трех последующих столетий были печенеги, торки и половцы. В XIII веке территория Волго-Донского междуречья оказалась под властью Золотой Орды, после распада которой здесь кочевали ногаи. Последней волной, докатившейся до нижневолжских степей, были классические кочевники нового времени — калмыки или ойраты.
Предками калмыков являются западные монголы-ойраты, выходцы из Центральной Азии, Западной Монголии. В начале XVII века часть ойратских правителей улусов (улус — территориальная единица) переселилась в Россию. В 1608 году их послы были приняты русским царем Василием Шуйским, который дал положительный ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от казахского и ногайского ханов. Постепенно они осели в низовьях Волги, на территории современной Республики Калмыкия. С 1664 года существовало Калмыцкое ханство, которое было ликвидировано в 1771 году, после того как часть кочевого народа, недовольная усиливавшимся гнетом со стороны правительства России, предприняла неудачную попытку возвращения на историческую родину. Земли были колонизированы Российской Империей и разделены между Астраханской и Ставропольской губерниями. Автономию калмыки получили только после Октябрьской революции 1917 года.

Историческое наследие

Современная хозяйственная деятельность на территории Республики Калмыкия угрожает сохранности памятников исторического наследия, поэтому организуются спасательные археологические раскопки. Находки из степных курганов позволяют исследовать мир древних кочевников: понять и представить образ жизни, который вели в далеком прошлом кочевые племена, узнать, какие у них были религиозные представления.
Согласно официальным данным, в регионе около 200 тысяч древних курганов (по другим данным, в разы меньше — несколько десятков тысяч), являющихся археологическими памятниками разных эпох, от эпохи бронзового века (V-IV тысячелетие до н. э. — конец II тысячелетия н. э.) до золотоордынского времени (вторая половина 30-х годов XIII века — середина XV века). Здесь же встречаются погребения майкопской культуры (вторая четверть IV тысячелетия — вторая половина IV тысячелетия — начало III тысячелетия до н. э.).
На территории Калмыкии 341 памятник истории и культуры, из них — 51 памятник археологии. По подсчетам, в период с 1929-го по 1997 год на территории республики было раскопано 3885 погребений и 1289 курганов.

Исследования

Первый период изучения археологических памятников на территории тогда еще Калмыцкой автономной области начался в 1929 году под руководством директора Нижневолжского краевого музея (г. Саратов), профессора Саратовского университета П.С. Рыкова. Археолого-этнографическая экспедиция произвела разведывательные работы и раскопки в районе поселков Калмыцкий Базар (ныне Приволжск Астраханской области), далее, через Яшкуль, к тогда еще поселку Элиста, до озера Ханата. Это были первые археологические находки и этнографические предметы, собранные в ходе экспедиции на территории Калмыкии. Экспонаты сейчас хранятся в фондах Саратовского областного музея краеведения. Также сохранились работы, опубликованные по итогам раскопок.
В 1932 году в только провозглашенной столице Калмыцкой автономной области городе Элиста был создан Историко-этнографический музей калмыков. До начала Великой Отечественной войны были исследованы 124 кургана с 250 погребениями, но ни один из экспонатов довоенного времени не сохранился. Часть предметов из драгоценных металлов — 271 кг золота и серебра — по приказу советского правительства была отправлена на переплавку в Фонд обороны. Остальные экспонаты бесследно исчезли во время фашистской оккупации Элисты и в годы депортации калмыцкого народа.
Второй этап археологических исследований начался в 60-х годах XX века. Город Элиста медленно отстраивался после военных разрушений, люди возвращались к обычной жизни после тяжелого этапа депортации. В Калмыцкой республике, снова получившей статус автономии, наряду со строительством школ и больниц в числе первоочередных было принято решение организовать Калмыцкий краеведческий музей.
Возрожденная республика активно строилась: краю нужна была железная дорога, водохранилище, поэтому в короткие сроки проводилось большое количество спасательных археологических экспедиций. Первые экспедиции начала 60-х годов организовал профессор Калмыцкого института языка, литературы и истории У.Э. Эрдниев совместно с профессором саратовского университета И.В. Синицыным. Во время второго этапа археологических исследований было обнаружено 2192 погребения. Человеческие останки из курганов изучались научными институтами Москвы и Санкт-Петербурга. Практически все материалы были опубликованы, археологические находки переданы в Калмыцкий краеведческий музей, Саратовский музей краеведения и Государственный исторический музей, где хранятся и поныне.
Третий период масштабных раскопок датируется 1977 годом. С этого времени спасательные экспедиции стали практически ежегодными. Их проводили в зонах «строек века»: КАРОС — Калмыцко-Астраханской рисовой оросительной системы и КВЧ — канала «Волга-Чограй», нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск». Во время этих исследований был добыт уникальный материал. Полевые отчеты сдавались в научный архив Калмыцкого института, а после 1992 года — в архив РАН в Москве.
В настоящее время Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова насчитывает 70 тысяч единиц хранения и занимает два здания. Экспозиционные площади музея составляют более 1500 кв. м.
В 2008 году была опубликована монография археолога, к. и. н., сотрудницы КИГИ РАН Марии Александровны Очир-Горяевой «Археологические памятники волго-манычских степей» (свод памятников, исследованных в 1929–1997 годах), являющаяся уникальным справочником по археологическим исследованиям в Калмыкии.
Исследования антропологов, основанные на изучении костного материала из Калмыкии, внесли существенный вклад в расширение представлений о расовом типе, этнических различиях, болезнях и внешнем облике древнего населения евразийских степей. Калмыцкие степи до сих пор не потеряли привлекательности для ученых. Внедрение в археологию современных компьютерных технологий исследования, таких, как методы геоинформационных систем, позволяет изучать памятники, расположенные на значительном удалении друг от друга, а с помощью навигационных приборов, космических и аэрофотоснимков можно устанавливать самые точные географические координаты объектов и наносить их на карты. Новые технологии дают возможность более масштабного и глубоко изучения археологических памятников как в географическом, так и хронологическом аспектах.

Экспонаты

В Калмыцком краеведческом музее имени профессора Н.Н. Пальмова в городе Элиста хранится несколько уникальных коллекций, в числе которых коллекция археологических предметов. Например, хорошо сохранившиеся глиняные сосуды бронзового века катакомбной культуры (конец III тысячелетия до н. э. — середина II тысячелетия до н. э.). Керамика из погребений этого времени отличается большим разнообразием размеров, форм и орнаментации.
Из некрополей более позднего времени — изделия из драгоценных металлов. В погребении близ Яшуля были найдены части сбруи, которые являются настоящими произведениями древнего ювелирного искусства. Обнаруженные в захоронениях погребениях скифо-сарматского периода (VI век до н. э. — IV век н. э.) предметы узды или целые уздечные наборы рассматриваются археологами как символы коней, которые сопровождали покойного в загробный мир, чтобы служить ему там. Боевой конь в жизни кочевников был не просто ездовым животным. Он играл ключевую роль в повседневной жизни, а в мифологии и религиозных представлениях был одним из основных персонажей.
В музее хранятся уникальные женские золотые подвески с гранатовыми вставками, найденные в богатом женском позднесарматском (конец I века — IV век н. э.) погребении в местечке Аршань Зелмень, в шкатулке с другими украшениями.
В Калмыцком краеведческом музее также находятся три каменные статуи и фрагменты двух не полностью сохранившихся статуй из половецких погребений. За ними в археологии закрепилось название «Каменные бабы», как их называли в русских летописях (от тюркского слова «бабай» — предок). Они являлись символами прародителей, около них проводились церемонии, посвященные предкам рода или даже целого племени. Их сооружали на любых возвышенных местах, в том числе, конечно, на курганах. По каменным изваяниям можно судить об антропологическом типе половцев. «Каменные бабы» представляют собой прекрасные образцы половецкого костюма, украшений, оружия.
В Национальном музее Республики Калмыкия можно узнать полную историю калмыцкого народа. Здесь собран богатый этнографический материал, выставлена коллекция предметов буддийского культа и представлено современное изобразительное искусство Калмыкии.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна