Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр
Популярное

Фридрихсбургские ворота в Калининграде

Город: Калининград
Адрес: ул. Портовая, 39
Паспорт объекта
Фридрихсбургские ворота — единственные исторические ворота в Калининграде, которые вели не в сам город Кёнигсберг, а в крепость Фридрихсбург. Она была построена в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма на берегу реки Прегель и получила название Фридрихсбургской.

Строительство крепости

Строительству крепости предшествовал весьма неспокойный период в жизни города: в первой трети XVII века территория Восточной Пруссии стала ареной боевых действий между Швецией и Польшей, что было прямым нарушением суверенитета страны. Поэтому жители торговых городков близ замка, начиная с 1626 года, окружили свои территории оборонительным валом и рвом с водой. Причем сделано это было по проекту профессора математики Кенигсбергского университета Иоханна Штрауса (тезки «короля вальса»).

К середине XVII века вокруг трех городов (Альштадт, Кнайпхоф и Лебенихт) были построены 26 бастионов, 8 полубастионов и 9 главных ворот. Не хватало лишь крепости. Дело в том, что основанный Тевтонским орденом крестоносцев Кенигсбергский замок-крепость в эпоху огнестрельного оружия устарел как защитное сооружение.

Опять обратились к ученым университета: лучший проект крепости представил придворный архитектор и математик Христиан Оттер, разработавший голландскую систему постройки крепостей — окружение крепости широким водным рвом. Христиан Оттер предложил и место для крепости в той части оборонительного вала, где его пересекает река . Свое решение архитектор пояснил так: "соседи не войдут, предварительно не постучав в дверь, а бунтовщики не воспользуются укреплениями«. Курфюрст Фридрих Вильгельм, заявивший однажды, что «на мече и науке должно быть основано значение государства без прошлого, с одним будущим», пожертвовал ради этой стройки своей резиденцией, находившейся аккурат на месте будущей крепости. "Лучше потерять резиденцию, чем княжеский трон«, — сказал Фридрих Вильгельм.

Крепость по проекту Христиана Оттера в топографическом плане имела форму квадрата. На ее углах находились четыре бастиона с благозвучными именами — Изумруд, Жемчуг, Рубин и Алмаз. Названия этих камней означают три средневековых города Кнайпхоф, Лёбенихт, Альтштадт и Кенигсбергский замок. Цвета трех камней совпадают с гербами, а последнего — символизирует монархическую власть.

Во внутреннем дворе цитадели расположились комендатура, казармы, цейгхаус (военная кладовая для оружия или амуниции), амбары, гауптвахта, тюрьма и церковь.

Крепость в 1697 году посетил русский царь Петр I , который под именем урядника Петра Михайлова изучал военные науки во Фридрихсбургской и Пиллауской крепостях. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника».

Цитадель Фридрихсбург никогда не вела боевых действий. Зато возле крепости свои ежедневные послеобеденные прогулки совершал Иммануил Кант, его путь позже был назван «философской тропой».

Фридрихсбургские ворота

В середине XIX века при сооружении вокруг Кенигсберга новых укреплений крепость Фридрихсбург была перестроена в форт. А в 1852 году в нем были возведены кирпичные ворота, которые дошли до наших дней.

Автором проекта Фридрихсбургских ворот был основатель союза архитекторов Берлина Август Штюлер, придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV.

В начале XX века данный вид укреплений считался уже непригодным для обороны, поэтому в 1910 году правительством Германской империи форт Фридрихсбург был передан в управление железной дороги. Железнодорожная казна выплатила военному ведомству компенсацию в 8,5 млн марок. Валы были срыты, рвы форта Фридрихсбург засыпаны. По территории, ранее занимаемой фортом, были проложены железнодорожные пути, устроена грузовая станция. До наших дней сохранились только ворота и казарма форта.

Фридрихсбургские ворота были сильно повреждены во время Второй мировой войны и находились под угрозой сноса (некоторое время в воротах располагалась полевая военная типография, потом автоколонна), пока в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР ему не был присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства. В 2002 году ворота получили статус объекта культурного наследия федерального значения, а в марте 2007 года были переданы Музею Мирового океана.

В 2011 году после проведенной реставрации ворота с башнями, гербом на фасаде, массивными железными воротами и мощеным двориком приобрели первозданный вид.
ВИДЕО
Фото
Первый бал Наташи Ростовой

Вспоминаем звездную роль Людмилы Савельевой

Мастер русской исторической картины

Виртуальная галерея работ Василия Сурикова

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

Фестиваль продлится до апреля 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть