Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр
Популярное

Кирилло-Белозерский монастырь

Музей-заповедник
Категория: Музей-заповедник
Город: Кириллов
Адрес: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Телефон: +7 (81757) 31735
Паспорт объекта
К концу ХVI века на берегу Сиверского озера возник значительный монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый с Троице-Сергиевым монастырем. Уступая ему в длине крепостных стен, он превосходил его числом храмов. Вновь сооружаемые церкви богато украшались иконами и всевозможной утварью. Опись 1601 года зафиксировала все монастырские постройки и их богатое убранство. Как основной Успенский, так и возникший рядом с ним Малый Ивановский монастыри были обнесены каменными стенами с восемью башнями. Внутри стен располагались девять каменных церквей, колокольня, казенная палата, поварня, ледники. Монашеские кельи и окружавшие монастырь хозяйственные дворы были тогда деревянными. В этих дворах жили многочисленные ремесленники, работавшие на монастырь: иконописцы, серебряники, резчики по дереву, кузнецы. По описи 1601 года в Кирилловском монастыре проживало около 180 человек братии.

История монастыря

Игумены (с 1649 г. — архимандриты) Кирилло-Белозерского монастыря всегда имели большой вес при решении государственных и церковных вопросов. Так, из 38 настоятелей, подписавшихся под соборным приговором 1580 года о церковных имуществах, кирилловский игумен занимал 12 место, а ниже его стояли 10 архимандритов. Кирилловские игумены нередко получали епископские кафедры. В течение ХVI и до середины ХVII столетия десять кирилловских игуменов были хиротонисаны в епископов Ростовской, Коломенской, Вологодской, Суздальской, Смоленской епархий, а игумен Матвей в 1615 году хиротонисан в митрополита Казанского. В Соборном Уложении царя Алексея Михайловича и Лествице Патриарха Иоасафа кирилловский игумен занимал 13-е место, а честь соборных старцев стояла на втором месте после чести старцев Троице-Сергиевой лавры. В 1448 году кирилловский игумен Кассиан выступил в роли дипломата. Он ездил по просьбе великого князя Василия и митрополита Ионы к константинопольскому патриарху добиваться согласия на то, чтобы русские иерархи не ходили в Константинополь для поставления в митрополиты. Дипломатические усилия Кассиана привели к успеху: русских митрополитов стали избирать без участия Константинополя.

Подпись Кирилловского игумена Матвея стоит на грамоте, подтверждающей избрание на царство первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.

Верный правительству, хорошо укрепленный монастырь, очень рано стал одним из главнейших мест ссылки в России. Условия содержания политических ссыльных в нем были различны: от проживания в хоромах с наличием большого количества слуг до содержания в земляных тюрьмах. Среди сосланных в Кириллов монастырь встречается немало известных на Руси людей. Так, в 1499 году был подвергнут опале и сослан в Кириллов Василий Косой-Патрикеев (в иночестве Вассиан, один из духовных вождей нестяжателей). За ним последовал митрополит Иоасаф Скрипицин.

В бурное царствование Ивана Грозного ряды кирилловских ссыльных пополнили и добровольные изгнанники, пытавшиеся в обители укрыться от царских палачей. В 1560 году принял постриг активный член «избранной рады», царский советник, священник московского Благовещенского собора, составитель «Домостроя» Сильвестр. Его примеру последовали бояре Шереметевы. Особое место в кирилловской ссылке занимает род князей Воротынских. В 1534 году в ссылке умер знаменитый полководец Иван Михайлович Воротынский. Его сын Владимир Иванович тоже умер в Кириллове. Брат Владимира, Михаил, известный воевода, отличившийся при взятии Казани, ссылался в монастырь дважды. Первая его ссылка, в 1561 году, продолжалась четыре года. Второй раз он был схвачен по приказу Ивана Грозного в 1577 году и после пыток скончался по дороге к месту ссылки. При царе Федоре заточили в монастырь князя Ивана Петровича Шуйского, прославившегося защитой Пскова от войск Стефана Батория. В 1587 году он умер в монастыре, как полагают, насильственной смертью. В 1606 году в ссылку в Кириллов отправлен Василием Шуйским Симеон Бекбулатович — касимовский царевич, которого Иван Грозный в 1574 году провозгласил царем. Из отбывавших ссылку в Кириллове монастыре в ХVII веке можно отметить писателя И.М. Хворостинина и патриарха Никона.

Опальный патриарх Никон провел в ссылке в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях 15 лет. Только в 1681 году смертельно больной Никон получил разрешение на переезд в подмосковный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, но по дороге скончался у стен Толгского монастыря на Волге. Как место заключения Кириллов монастырь использовался почти до конца ХIХ века.

Во время польско-литовского нашествия Кирилло-Белозерский монастырь оказал сопротивление неприятелю. Впервые отряды интервентов появились в Белозерье в 1612 году. В августе они подошли к стенам монастыря, но на прямой штурм не решились, а только разорили монастырские дворы и слободки, вытоптали огороды. В декабре отряды, руководимые паном Бобовским и полковником Песецким, снова осадили монастырь и вновь произвели ожесточенный приступ. Находившиеся в монастыре стрельцы, монастырские крестьяне и служки, сами монахи оказали упорное сопротивление. Многих «воровских людей» убили, часть утонула в озере, в прорубленной во льду перед стенами полынье. Был убит пушечным выстрелом и командир наступавших, полковник Песецкий. Противник отошел от монастыря, но еще долго поляки, литовцы и «воровские казаки» продолжали жечь и грабить монастырские села и деревни. Около пяти лет монастырь находился под угрозой нападения и был отрезан от своих вотчин. Однако он довольно быстро оправился от разорения. Уже около 1630 года началось восстановление монастырских стен, затем выстроили ряд новых зданий.

Великая государева крепость

Самое крупное за всю историю монастыря строительство началось в 1653 году. За тридцать лет трудом тысяч монастырских крестьян и ремесленников была возведена Великая государева крепость. Возведение грандиозной крепости на берегу Сиверского озера, среди лесов и болот, диктовалось двумя причинами. Во-первых, Кириллов монастырь прикрывал важнейшее разветвление водных путей, ведущих из Москвы к Заонежью и на Северную Двину. Во-вторых, политическая ситуация в Московском государстве была неспокойной, часто повторялись восстания городских низов и крестьянства.

В этой обстановке царю Алексею Михайловичу приходилось заботиться о создании надежного убежища на севере, в лояльном к центральной власти монастыре. Наблюдал за ходом строительства боярин и воспитатель царя Борис Иванович Морозов, который вложил в строительство пять тысяч рублей. Царская «милость» выразилась в сумме 45 тысяч рублей; тем самым Алексей Михайлович оплатил услуги обители по спасению своего воспитателя и любимца во время московского восстания.

Новой крепости так и не суждено было увидеть неприятеля. Реформы Петра I, основание Петербурга, выход России в Балтийское море отстранили монастырь от участия в политической и военной истории. Особенно тяжелым для монастыря стал 1764 год, когда был издан указ о духовных штатах. Только благодаря своей известности и былой славе обитель получила звание и содержание первоклассного монастыря.

Епископ Кирилловский Иоаникий поставил в 1914 году перед Новгородской духовной консисторией вопрос о капитальном ремонте сооружений Кирилло-Белозерского монастыря, но начавшаяся Первая Мировая война не позволила осуществить намеченные планы.

Кирилло-Белозерский монастырь закрыли в 1924 году, а на части его территории создали музей. Противоаварийные работы на памятниках Кирилло-Белозерского монастыря начались еще в действующем монастыре, в 1919 году. Особая роль в спасении Кирилловского ансамбля принадлежит архитектору Владимиру Владимировичу Данилову: под его руководством реставраторы в 1919-1940 годах провели огромный комплекс противоаварийных и восстановительных работ, благодаря которым были спасены Свиточная башня, Большие и Малые больничные палаты, стенопись Святых врат и многие другие памятники.

После Великой Отечественной войны противоаварийные работы были продолжены, а в 70-е годы ХХ века разработан Генеральный проект реставрации и проведены первые опыты реконструкции памятников. Эти работы связаны с деятельностью архитектора Сергея Сергеевича Подъяпольского.

Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сложился в основном за два столетия, с конца ХV до конца ХVII века. Историческая структура обители включает в себя Успенский Большой, Ивановский Малый монастыри и Новый город.

Успенский Большой монастырь

В ансамбле Успенского Большого монастыря доминирует кубический объем одноглавого Успенского собора. Собор был возведен в 1496 году за пять теплых месяцев артелью ростовских каменщиков под руководством мастера Прохора. Это одна из первых каменных построек Русского Севера. Лишь незадолго до него были возведены два каменных храма в Спасо-Каменном и Ферапонтовом монастырях. Архитектурные формы Успенского собора близки Троицкому собору Троице-Сергиева монастыря и Успенскому собору в Звенигороде.

Однако кирилловский собор превосходит их размерами. Массивный приземистый храм, сооруженный на невысоком холме, на берегу Сиверского озера, поражает изяществом и тонкостью внешней отделки. Стены храма расчленены узкими лопатками, а вверху, у основания закомар, украшены пышными орнаментальными поясами. Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Белокаменные перспективные порталы, увенчанные заостренной «килевидной» аркой, имеют характерные для московских построек бусины и «сноповидные» капители. Закомары собора первоначально имели острые килевидные завершения, а выше их поднимались два яруса кокошников, повторяющих схему размещения и форму закомар. Впоследствии облик собора сильно изменился. Из трех порталов сохранился только один, покрытие по закомарам заменили на четырехскатную кровлю, над массивным барабаном возвели новую высокую главу сложной, несколько вычурной формы, растесали окна. Интерьер собора также претерпел изменения. Когда-то главным украшением храма был четырехъярусный иконостас, созданный в 1497 году и подробно описанный в описи монастыря 1601 года. В настоящее время выявлено около шестидесяти икон, входивших пятьсот лет назад в состав этого иконостаса.

Иконостас дает богатейший материал и для изучения индивидуальных особенностей творчества древнерусских художников. В 1641 году собор был расписан костромскими мастерами во главе с Любимом Агеевым. Любим Агеев — один из лучших художников середины ХVII века. В 1838 году оригинальную живопись проолифили и покрыли слоем масляной живописи довольно грубого письма. В таком виде росписи собора простояли до 70-х годов ХХ века. В настоящее время реставрация живописи ХVII века в соборе близка к завершению.

Церковь Владимира

В 1554 году с северной стороны к собору пристроили придел Владимира. Это небольшой бесстолпный храм, в облике которого угадываются в миниатюре черты Успенского собора. Придел возвели над могилой Владимира Ивановича Воротынского на вклад его вдовы. В дальнейшем он стал родовой усыпальницей Воротынских. К церкви Владимира примыкает северная паперть Успенского собора. Вплоть до конца ХVIII века она была более протяженной и охватывала не только северную, но и западную стену храма.

Паперть выстроили в конце ХVI века, а в 1650 году её украсили стенным письмом. Возглавлял артель ярославских художников Севастьян Дмитриев, известный мастер, принимавший участие в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля и Успенского собора в Ростове. Заказчиком росписи был боярин Федор Иванович Шереметев, известный своим участием в призвании юного Михаила Романова на царство. В глубокой старости боярин умер в Кирилло-Белозерском монастыре, а северная паперть на время стала фамильной усыпальницей рода Шереметевых.

В 1645 году к церкви Владимира пристроили новый храм. Сооружала его артель сельских каменщиков во главе с Яковом Костоусовым. Церковь Епифания Кипрского появилась над захоронением князя Федора Андреевича Телятевского. По размеру она лишь немногим больше церкви Владимира, а общая композиция и элементы декора почти точно повторяют ее.

Церковь Кирилла

С южной стороны Успенского собора в конце XVI века выстроили церковь Кирилла. Этот храм, воздвигнутый по инициативе Ивана Грозного над захоронением основателя монастыря, простоял недолго. Новое здание Кирилловской церкви возвели в 1781-1784 годах. Оно выполнено в стиле провинциального барокко. После реставрации церкви в 1995-1997 годах она вновь стала действующим храмом.

Церковь Введения

Рядом с Успенским собором размещается грандиозная трапезная палата с церковью Введения, вторая каменная постройка монастыря. Наличие большого холодного собора и огромной теплой трапезной палаты было продиктовано внутренними потребностями богатого общежительного монастыря. Число братии неизменно росло. В начале семнадцатого столетия в Кириллове монастыре проживало около 180 монахов, а также большое количество послушников и монастырских слуг.

К началу XVI века в монастырском строительстве выработался своеобразный тип трапезной, объединяющий в единый комплекс саму трапезную палату, небольшую церковь при ней и ряд хозяйственных помещений. Последние устраивались обычно в подклете. Там же находилась и хлебня, теплом своих печей обогревавшая верхний этаж. Введенскую церковь, несомненно, строили хорошие каменщики. Они возвели в 1519 году церковь на склоне холма в непосредственной близости от Успенского собора, тем самым подчеркнув высокое смысловое значение этих храмов в жизни монастыря. Стройный граненый столп церкви, увенчанный несколькими ярусами кокошников, контрастировал с суровой гладью стен массивной трапезной палаты. Фасады ее оживлялись лишь небольшими окнами, обрамленными своеобразными наличниками с килевидными завершениями и членящими стены лопатками.

Позднее трапезная неоднократно перестраивалась, и переделки исказили внешний и внутренний вид памятника. Часть окон и других элементов фасада и интерьера удалось восстановить в ходе реставрации.

Колокольня

К церкви Введения вплотную примыкает колокольня. В XVI веке на её месте размещалась «колокольница» «о трех верхах». Позднее она неоднократно перестраивалась. Ныне существующее сооружение построено в 1757-1761 годах артелью вологодских каменщиков под руководством Федора Жукова. Массивные формы и высота колокольни предопределялись большим количеством и весом колоколов монастырского собрания.

В конце XVIII века на ней находилось 26 колоколов, в том числе и большой колокол весом 1200 пудов (около 20 тонн). К сожалению, почти весь набор монастырских колоколов был уничтожен в 30-е годы ХХ века.

Церковь Архангела Гавриила

С востока к колокольне примыкает церковь Архангела Гавриила (1531-1534). Несомненно это одно из самых интересных сооружений XVI века в монастыре. Церковь выстроена на вклад великого московского князя Василия III, приезжавшего в монастырь в 1528 году со второй женой Еленой Глинской молиться о даровании наследника, будущего царя Ивана Грозного, рождение которого в Кирилло-Белозерском монастыре отмечено сооружением двух храмов. Архитектурные формы церквей архангела Гавриила и Иоанна Предтечи значительно отличаются от Успенского собора. В них нашли отражение те новые черты, которые внесли в московскую архитектуру итальянские зодчие. Лучше всего это проявилось в церкви архангела Гавриила. На фасадной части выделяется развитой трехчастный карниз, опоясывающий стены по верху храма. Над карнизом — стены второго яруса с большими открытыми проемами, в которых висели колокола. Этот ярус звона увенчивался целой короной небольших кокошников. В северо-западном углу яруса были установлены часы.

Церковь завершалась двумя главами, большой — в центре и малой — над приделом Константина и Елены. В 1638 году ярус звона перестроили в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом.

Периметр комплекса

По периметру площади, раскинувшейся вокруг комплекса Успенского собора, размещаются хорошо сохранившиеся строения XVI — XVII веков: казенная палата, архимандричьи кельи, монашеские корпуса. В прясло северной крепостной стены вошел интересный ансамбль, состоящий из казенной палаты, сушила, Святых ворот с церковью Иоанна Лествичника. Начало его созданию было положено еще в 1523 году строительством Святых ворот и каменной казенной кельи (здания для хранения монастырской казны). Первоначально казенная келья или палата представляла собой небольшое квадратное в плане здание, вплотную примыкавшее к западной стороне ворот. Возможно, она имела второй этаж, сломанный уже в XVI веке.

Святые ворота также сохранились до наших дней не полностью. В 1572 году над ними выстроили церковь Иоанна Лествичника, при этом первоначальное завершение памятника было утрачено. Ворота состоят из двух пролетов. Стены и своды ворот покрыты живописью. Как свидетельствует надпись на правой стороне меньшего пролета, выполняли её «старец Александр своими учениками со Омелином да с Никитою». Стенопись ворот частично находится под поздними записями.

Церковь Иоанна Лествичника

Церковь Иоанна Лествичника над Святыми воротами сооружена в 1569-1572 годах на вклад царевичей Ивана и Федора, сыновей Ивана Грозного. Внутренним устройством она напоминает церковь Архангела Гавриила. Прямоугольной формы алтарь перекрыт коробовым сводом. В юго-восточном углу находится небольшой придел Федора Стратилата.

С запада к церкви примыкает квадратная в плане паперть, перекрытая сводом на распалубках. На паперть ведет лестница, проходящая внутри стены. В церкви Иоанна Лествичника почти полностью сохранилось первоначальное убранство интерьера. В главном иконостасе на расписных тяблах размещаются деисусные и пророческие иконы XVI века.

Часть икон из местного ряда находится в Государственном Русском музее. Иконы праздничного ряда датируются XVIII веком. По стилевым признакам иконы XVI века близки к иконам из Успенского собора г. Белозерска. Это обстоятельство не оставляет сомнения в их северном происхождении и позволяет предполагать, что они были созданы в одной мастерской.

Казенная палата

Около 1572 года к старому ядру Казенной палаты пристроили новый корпус. Это здание, примкнувшее к западной стене древней палаты, представляло в плане вытянутый прямоугольник. По его продольной оси проходила аркада, опирающаяся на два столба и на торцевые стены. От боковых стен к аркаде были переброшены коробовые своды. По стенам палаты, чередуясь с окнами, располагались два ряда ниш, предназначенных для хранения монастырского имущества. Судя по уцелевшим гнездам для балок, помещение было разделено на два яруса деревянным настилом.

Единственным украшением фасадов палаты служила проходившая по верху стен полоса узорчатой кладки, напоминавшая узорные пояса главного монастырского храма — Успенского собора. В том же XVI столетии здание Казенной палаты было расширено к западу. Во второй половине XVII века над ним выстроили каменное сушило (складское помещение), предназначенное для хранения священнических одежд.

В конце XVIII века в сушиле хранились остатки оружия, уцелевшие после обрушения монастырской оружейной палаты. С того времени здание получило новое название — Арсенал. В настоящее время на первом этаже этого памятника музей размещает свои экспозиции и выставки. Круглый год они открыты для посетителей.

Настоятельские кельи

На западной стороне от Успенского собора находятся Настоятельские или Архимандричьи кельи. В XVII-ХIХ веках в них размещались приемные и жилые покои архимандритов монастыря, а также гостиные кельи для богатых и знатных богомольцев. В конце ХIХ века в этом здании неоднократно бывал известный проповедник и церковный деятель Иоанн Кронштадский. С 1907 года оно стало резиденцией викарного епископа Кирилловского, управлявшего церковной жизнью северо-восточных уездов Новгородской губернии и одновременно являвшегося архимандритом монастыря.

Первоначальный облик фасада здания определяли красивые окна с килевидными наличниками и высокие открытые крыльца — лестницы, которые вели на второй этаж. Наверх вели широкие каменные лестницы, устроенные в толще внутренней стены. В конце XVII века над кельями возвели верхний этаж. Верхние кельи сразу же были сделаны без сводов, с прямыми потолками. Здание получило сложную структуру с двумя этажами по главному фасаду и тремя со двора. Позднее здание неоднократно переделывалось. Особенно крупные перестройки произошли в 1821 году. Сломали все своды, уничтожили промежуточный этаж дворовой части, заложили внутренние лестницы, растесали окна. Главный фасад здания украсил четырехколонный портик с аттиком над ним. Здание приобрело черты провинциального ампира.

В ходе реставрационных работ, развернувшихся в конце ХХ века, удалось в основном вернуть памятнику прежнюю внутреннюю структуру, восстановить своды в части жилых келий, часть наличников, раскрыть внутренние лестницы. Главный фасад оставлен в стиле провинциального ампира. В 2003 году закончилась и реставрация настенной живописи 1838-1840 годов в парадном вестибюле. В настоящее время в этом здании размещаются основные экспозиции музея-заповедника. За Архимандричьими кельями располагался хозяйственный двор монастыря. На нем, помимо сохранившегося здания поварни, находились хлебни, мыльни, амбары, ледники, квасники и другие хозяйственные постройки.

Братский корпус

Очень сложную строительную историю имеет Братский корпус или здание монашеских келий, протянувшееся вдоль северной стены Успенского монастыря с восточной стороны от Святых ворот. В строительстве обширного сооружения можно выделить четыре основных этапа. На первом выстроили из кирпича небольшую Писчую келью. В ней велось монастырское делопроизводство. На втором этапе возвели одноэтажные каменные кельи между Писчей палаткой и Святыми воротами. На третьем этапе надстроили над ними второй этаж, а затем продлили корпус по другую сторону от Писчей палатки. В целом монашеские кельи выделялись масштабом, сложностью и живописностью. Священнические кельи, расположенные к востоку от собора, имеют более простую планировку. Внешние архитектурные формы здания искажены, но внутренняя планировка в основном сохранилась. С южной стороны к Священническим кельям примыкает еще одно здание келий, известное по поздним документам как монастырский архив.

Большие больничные палаты

В юго-восточной части Большого Успенского монастыря находится интересный больничный комплекс, состоящий из двух обширных палат, соединенных сенями и перекрытых общей кровлей. Сени продолжает крытый переход, ведущий в трапезную больничной церкви Евфимия, а оттуда — в четверик храма, увенчанного шатром. Строили Большие больничные палаты в 1643-1644 годах местные каменщики во главе с Яковом Костоусовым. Выбор шатровой конструкции не случаен. За образец была взята больничная церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, выстроенная десятью годами раньше.

На западной стене трапезной возвышается небольшая настенная звонница на двух столбах, несколько напоминающая звонницы, сохранившиеся в Пскове и в Новгороде.

Рядом с церковью Евфимия расположено еще одно здание келий. В конце XVIII века в нем размещалась Кирилловская духовная семинария, реорганизованная впоследствии в Кирилловское духовное училище. Здание в целом сохранило внутреннюю планировку. Фасады в ХIХ веке были упрощены: окна растесаны, вход на второй этаж с той поры осуществляется по внутренним лестницам.

Церковь Преображения

Церковь Преображения возведена над Водяными воротами, служившими, видимо, парадным входом в монастырь со стороны озера. За ними находилась удобная небольшая бухта, в которую входили речные суда. Композиция и архитектурные формы этого памятника во многом повторяли церковь Иоанна Лествичника, но имели и существенные отличия.

Главное различие состояло в том, что барабан и своды церкви опираются не на четыре столба, как у других ранее выстроенных кирилловских храмов, а на два. В связи с этим барабан оказался не в центре постройки, а сдвинут к востоку. Над юго-восточным и северо-восточным углами церкви (соответственно над приделами Николы и Ирины) — два малых барабана. Как и церковь Иоанна Лествичника, церковь Преображения завершалась тремя ярусами кокошников (кокошники и малые главы церкви Преображения восстановлены во время реставрационных работ в 70-е годы ХХ века). Алтарь также представляет в плане прямоугольник и перекрывается тремя двухскатными крышицами, выходящими на восточный фасад в виде щипцов. Повторяется и устройство паперти. Кроме сохранившегося западного портала, церковь Преображения имела также южный и северный. Строили церковь тогда ещё малоопытные монастырские каменщики. Строительство закончилось к 1595 году.

Внутри церкви сохранился четырехъярусный иконостас. Состав его не совсем обычен. Он, несомненно, связан с господствовавшей тогда идеологией Москвы как третьего Рима. Основу деисусного ряда иконостаса составляют русские святые: митрополиты Петр и Алексей, почитавшиеся защитниками всего рода русского, ростовские чудотворцы Леонтий и Исайя, крестившие ростовские земли. Их дополняют образы Кирилла Белозерского и, по-видимому, Дмитрия Прилуцкого, распространявших православие в северных землях. Тема прославления русского царя нашла развитие в образах местного ряда. Интерьеры церкви и паперти, иконостас XVI века доступны для осмотра в летнее время года.

Келарский корпус

Почти без изменений сохранилось в Кириллове монастыре небольшое двухэтажное здание между церквями Преображения и Введения, возведенное в последней четверти XVII века. Обычно его называют домиком келаря или Келарским корпусом, но это название сравнительно позднее. В нижнем этаже по обе стороны ворот, ведущих на хозяйственный двор, расположены кельи, а на втором этаже шесть маленьких комнат — кладовых. Вход на второй этаж устроен через деревянное крыльцо с лестницей со стороны хозяйственного двора. Главный фасад здания, обращенный в сторону колокольни и церквей Преображения и Гавриила, богато украшен. Наличники окон хорошо сохранились, арка ворот опирается на массивные круглые столбы.

Поварня

Пройдя под аркой домика келаря, можно попасть на обширный хозяйственный двор Успенского монастыря. Большое и сложное монастырское хозяйство нуждалось в различного рода складских и производственных помещениях. Когда-то в Кириллове монастыре были свои поварня, солодежня, погреба, кузница, оружейная палата. Часть их с некоторыми переделками сохранилась. Наиболее значительное хозяйственное сооружение монастыря — сложный корпус монастырской поварни, построенный еще в XVI веке. Поварня примыкает к западной стене трапезной палаты. В настоящее время в Поварне размещается одна из экспозиций Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Между 1680 и 1685 годами со стороны крепостной стены к поварне пристроили новое двухэтажное здание Поваренных келий, включавшее в себя Уксусную келью, Сушило с каменным крыльцом на два схода и другие помещения. От этого здания сохранилась небольшая часть в виде отдельно стоящей одноэтажной палаты, на наружных стенах которой видны пяты сводов примыкавших к ней помещений. На одном из фасадов сохранились окна, украшенные характерными для XVII века наличниками.

Малый монастырь

Началом каменного строительства на территории Малого монастыря послужила постройка церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского (1531-1534). Позднее территория вокруг неё была обнесена невысокой каменной стеной и стала носить несколько обособленный мемориальный характер, связанный с посвящением престолов в церквях Кириллу Белозерскому и его духовному учителю преподобному Сергию Радонежскому.

Долгое время Ивановский монастырь подчинялся Большому монастырю, а позднее, в XVII веке, был слит с ним. В документах XVII века говорится, что в малом монастыре «живут старцы убогие, кормятся из большого монастыря». Вскоре после возникновения Ивановского монастыря в нем в 1560 году построили небольшую трапезную с церковью Сергия Радонежского, имевшую придел Дионисия Глушицкого.

По традиции трапезную палату разместили рядом с церковью Иоанна Предтечи, на крутом южном склоне холма. Композиционная схема её близка трапезной церкви Введения — на одной оси располагались келарская палатка, одностолпная трапезная палата и церковь с алтарем. Подклетный этаж также занимали хозяйственные помещения. В конце XVI века над церковью выстроили ярус звона. В Ивановском монастыре, кроме церквей, имелись и деревянные кельи. Жилых каменных покоев в нем не строили. В 1730-е годы на вклад императрицы Анны Иоанновны здесь возвели Малую больничную палату. Малая больничная палата состоит из одностолпной сводчатой палаты и узких сеней, в которые ведут три двери. Палата очень светлая, вдоль трех ее сторон протянулся сплошной ряд окон.

Красива и обработка главного фасада, обращенного в сторону озера, где чередуются маленькие и большие арочные окна.

Местные святыни

Рядом с церквями на западном склоне Ивановской горки находятся еще два сооружения, известные как местные святыни: часовня и сень над землянкой Кирилла. Клетская деревянная часовня, по преданию, была сооружена собственноручно Кириллом по приходу его на Белоозеро в 1397 году. Существующая постройка поздняя, но, по-видимому, повторяет общий характер архитектуры ХIV века. Каменная сень над ней возведена в начале ХIХ столетия. Вторая деревянная часовня, или сень над крестом, датируется началом XVIII века.

Такой тип часовни был широко распространен на Севере России. По преданию, крест был поставлен на месте, где когда-то была «келья ископанная в земле преподобным Кириллом». Ныне существующий крест поставлен в 1994 году, во время реставрации деревянной сени. Над сенью для её сохранения была также в начале ХIХ века установлена каменная сень.

Новый город

В 1653 году появился царский указ о строительстве новых крепостных сооружений. Грандиозное строительство продолжалось около 30 лет. За этот срок была возведена крепость, равную которой по величине и огневой мощи трудно было найти в русском государстве. Руководил строительными работами городовой старец Кирилл Иванович Серков, происходивший из подмонастырской деревни Шедьеро. С возведением крепости под названием Новый город территория монастыря увеличилась вдвое (12га), протяженность стен составила почти два километра. Высота стен Нового города около 11 метров, толщина 7 метров.

В плане монастырь получил вид неправильного четырехугольника, в углах которого разместились высокие граненые башни. Характеризуя техническую, оборонную сторону крепости, специалисты обычно приводят данные о высоте, ширине, протяженности стен, диаметрах башен, говорят о их боеспособности, но никакие технические параметры не в силах объяснить поразительное воздействие этого величественного ансамбля на взор и душу человека. Сооружением Нового города и закончился последний крупный этап монастырского строительства.

На территории Нового города с 1958 года сохраняется деревянная церковь Ризоположения (1485) из села Бородава — древнейшее деревянное сооружение Севера. Рядом с ней — ветряная мельница ХIХ века, перевезенная, вероятно, из деревни Горка. В ХIХ веке таких мельниц в Кирилловском уезде было великое множество, сейчас сохранилась только одна.
Виртуальный музей
ВИДЕО
Фото
Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть