Вдали от мира

Скит, подворье, пустынь, лавра. Монастыри на Руси появились тысячелетие назад. Крупные обители, привлекающие своими святынями многочисленных паломников, и совсем небольшие, в глубинке, где монахи вдали от людских глаз ведут свою размеренную жизнь. Каждый монастырь интересен по-своему — историей, реликвиями, обитателями.
Введенская Оптина пустынь. Козельск. Построен монастырь, по преданию, бывшим разбойником в ХIV веке. Опта, или Оптия, раскаялся и от греховной жизни перешел к праведной: стал иноком под именем Макарий. С ХIХ столетия Оптина пустынь известна своими пустынниками. Почитаются четырнадцать преподобных старцев. В самом сердце обители находится святой источник
. «Саров и Оптина — вот два самых жарких костра, у которых грелась вся Россия», — писал историк Георгий Федотов. В 1877 году после смерти сына в обители жил Федор Достоевский
. После революции монастырь был «сельскохозяйственной артелью», музеем и лишь в 1987 году возвращен верующим.

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород. Основан на горе Стороже в 1398 году одним из первых учеников Сергия Радонежского — преподобным Саввой. Изначально — форпост, со временем монастырь стал пользоваться благоволением русских царей. В этих стенах бывал Иван Грозный. При Алексее Михайловиче обитель стала загородной царской резиденцией с палатами и дворцом. Чудесным образом не была разграблена в 1812 году. По преданию, полководцу Богарне явился во сне сам основатель, и монастырь остался нетронутым. До наших дней сохранился даже скит преподобного Саввы. Живописная обитель привлекала художников. Звенигородские пейзажи писали Левитан 
и Жуковский
.

Святогорский монастырь. Пушкинские Горы. Приграничная обитель и место погребения Пушкина  — в усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных. По преданию, на холме у города Воронич пастух Тимофей обнаружил икону Богородицы Одигитрия. Образ и стал главной святыней построенной обители. Монастырь возвели в 1569 году по указу Ивана Грозного и почти сразу форпост пострадал от нашествия поляков. Спустя два столетия каменные стены утратили оборонительное значение, близ монастыря разрослось село Святые, а затем и Пушкинские Горы. В ХХ веке здания обители использовались музеем-заповедником А.С. Пушкина
, а в 1992 году монастырь вернулся к Русской православной церкви.

Успенский монастырь. Печоры. Начинался со священных пещер
и пещерной церкви Успения — в 1473 году в холме из песчаника у реки Каменца преподобным Ионой. Вокруг храма и образовалась обитель. Монастырь не раз подвергался набегам, защитой стали крепостные стены, башни и чудотворная икона Успения Богоматери «в житии», написанная в ХVI веке. Известность монастыря росла из года в год, приезжало все больше паломников. Монахи получили возможность помогать беженцам во время многочисленных войн. Восстанавливали разрушенные жилища окрестных сел и даже выкупали у ливонцев пленных. Монастырь выстоял в польской и шведской осадах. И по преданиям, силой молитвы монахи защитили Псков от французов.
Спасо-Преображенский монастырь. Ярославль. Место, где было обнаружено «Слово о полку Игореве». Основана обитель в ХII веке около переправы у реки Которосль — как оборонительное сооружение. В монастыре располагалось первое на Руси учебное заведение — Григорьевский притвор, складывалась уникальная библиотека. Спасский монастырь выдержал осаду польских интервентов, от этих стен начало свой путь к освобождению Москвы ополчение Минина и Пожарского. В середине ХVIII века в обители открылась одна из первых в России духовных семинарий. В Спасо-Преображенском соборе
начала ХVI века — старейшем в городе — сохранилась роспись эпохи Ивана Грозного.

Раифский Богородицкий монастырь. Раифа. Крупнейшая действующая мужская обитель в Казанской епархии. Хранит почитаемую святыню — точный список Грузинской иконы Божией Матери. Основал обитель в ХVII веке близ Казани отшельник Филарет. Начинался монастырь с одной кельи, о духовном подвиге обитателя которой рассказали местные жители — марийцы, почитавшие леса как священные. Монастырь долго находился в окружении язычников, оттого и название получил как поселение у Красного моря, где погибли христианские монахи — в Раифе. Монастырь славится своим вокальным квартетом «Притча» с репертуаром от православных песнопений до народных песен и романсов.

Белозерский монастырь. Ферапонтово. Обитель, где сохранились в неизменном виде уникальные фрески Дионисия — крупнейшего после Андрея Рублева иконописца Древней Руси. Признан всемирным наследием ЮНЕСКО. Собор Рождества Богородицы, как гласит летопись на откосе северной двери, расписан Дионисием и сыновьями в 1502 году. По легенде, для сохранности цвета мастер собирал для красок разноцветные камни на берегу монастырского озера. С 1975 года на территории монастыря появился Музей фресок Дионисия, а с лета 1990 года возобновились службы в надвратной церкви Богоявления, где молился опальный патриарх Никон, сосланный в Белозерский монастырь.

Валаамский монастырь. Карелия. Духовный центр 50 островов Ладожского озера. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, достиг Валаама, где благословил горы острова крестом. Обитель на месте языческого капища, по некоторым данным, основана в Х веке. С той поры братия пережила варварские набеги шведов, бомбежки Великой Отечественной войны, практически полное разорение в эпоху атеизма. Но монашеская жизнь не покинула эти берега. С 1989 года, спустя полвека после закрытия монастыря, там вновь звучит молитва. Так же возвышаются храмы, монастырская «таможня» — Никольский скит
, Смоленский скит 
 — памятник солдатам и офицерам, погибшим в Первую мировую войну.

Богородицкий монастырь. Тихвин. Обитель, главная реликвия которой — Тихвинская икона Богоматери, вернулась из-за океана спустя полвека. Сам монастырь основан в 1560 году Иваном Грозным на том месте, где два столетия назад рыбакам над Ладожским озером явился чудотворный образ. В начале ХVII века тихвинцы чудом удержали обитель при нападении шведов, а в 1812 году на войну с французами отправилась Тихвинская Ополченная икона Божией Матери. В 1941 году немцы похитили чудотворный образ, и икона оказалась в США. Спас ее тогдашний рижский епископ и будущий епископ Чикагский и Миннеапольский Иоанн. Владыка завещал вернуть образ на родину, и в 2003 году Тихвинская икона вновь оказалась в восстанавливаемой обители.

Кирилло-Белозерский монастырь. Кириллов. Основан посреди дремучих лесов на пустынных берегах Сиверского озера в ХIV веке. Белозерский монах Кирилл переписывал священные книги, уединившись в пещере, и постепенно собрал вокруг себя последователей. Василий III приезжал в монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника, после чего на свет появился Иван Грозный. Со временем обитель стала центром иконописи, а библиотека, собранная монахами — одной из богатейших в России. В советское время в монастыре открыли музей, что сохранило обитель от разрушения. В 1997 году, в год 600-летия монастыря, часть территории была передана Вологодской епархии.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна