Войти Версия для слабовидящих
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

6+

Выставка «Православное искусство земли Рыбинской XIV-XXI веков»

 
с 4 февраля до 31 августа Все расписание

4 февраля в Рыбинском музее-заповеднике открылась новая выставка «Православное искусство земли Рыбинской XIV-XXI веков». Здесь представлены уникальные произведения иконописи, книжности, предметы церковного обихода из драгоценных металлов, шитья, медно-литой пластики из собрания Рыбинского музея-заповедника. Все они воплощают величие духа, глубину веры и высоту мастерства создавших их художников, имена которых чаще всего неизвестны.

Впервые выставка охватывает восемь столетий развития православного искусства на Рыбинской земле с ХIV по XXI век: от самых древних нагрудных литых иконок и крестов до новейших иконографий нынешнего века, и от общепризнанных шедевров Средневековья до раритетов Нового времени. Большинство экспонатов датируется XVIII–XIX столетиями – временем экономического и культурного расцвета Рыбинска. Именно поздняя икона придает рыбинскому музейному собранию иконописи неповторимый облик, свое узнаваемое лицо.

Выставка обширна и насыщенна. Только икон на выставке около 60 – из почти 500 икон музейного собрания. Хотя, конечно, это лишь малая часть неисчерпаемой сокровищницы духовной культуры нашего края с ее святынями и святыми. Здесь есть и ярославские образы общерусского почитания – Богоматери Толгской письма ярославского священника Иоанна Андреева 1740-х годов, святителя Димитрия Ростовского, святых ярославских князей Федора, Давида и Константина; и исключительно местночтимые образы – Спаса Всемилостивого Романов-Борисоглебского, Богоматери Югской и «Прибавления ума», основателей монашеских обителей нашего края – преподобных Адриана Пошехонского, Дорофея Югского, Кассиана Угличского 1739 года.

Выставка построена по разделам, отражающим источники поступлений в музей памятников: «храмы Рыбинска и окрестностей», «усадебные собрания местных дворян», «монастыри земли Рыбинской».

Среди храмовых икон поражают редчайший памятник XVI века с житием византийского святого Иоанна Синайского «Видение лествицы», захватывающий монументальным размахом письма и зрелищностью богословия в красках, и образ греческого извода Богоматери Киккской 1693 года – пока единственный образец письма рыбнослободского иконописца Леонтия Тюменева. Впечатляют и иконы XIX века: «Притча о милосердном самарянине» – зримо воплощенной красотой евангельской мудрости, образ «Огненного восхождения пророка Илии» – «горящими жаром» красками небесного пламени, икона палешанина И.Удалова «Крещение Господне» 1907 года – эфемерной таинственностью в облике небесных вестников.

Рыбинцы увидят небольшие, домашние по духу и назначению иконы из усадеб местных дворян Мусиных-Пушкиных, Михалковых, Тишининых, Делло, Ухтомских. Дворянские иконы святых покровителей того или иного рода составляют некую «небесную родословную» семейства в красках. Обилие на них владельческих надписей дополняет земную биографию владельцев. Сами сюжеты икон: преп. Кассиан Угличский, «Явление Богородицы преп. Сергию Радонежскому», «Обитель соловецких чудотворцев» отражают карту паломнических странствий представителей просвещенного сословия. В иконах из «дворянских гнезд», подчас не уступающих столичным уровнем мастерства и новаторством, достигает апогея стиль барокко.

Монастырские иконы поступили в музей, в основном, из Югской Дорофеевой пустыни под Рыбинском. Среди них есть самобытные иконы местных мастеров c редким сочетанием архаизма образного строя и изысканности в деталях. Ряд икон рубежа XVII-XVIII веков ориентированы на традиции царских мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возможно, они были привезены в обитель уже в XIX веке, в период ее процветания.

В отдельный раздел выделены иконы «романовских писем» конца XVIII-первой половины XIX века из старообрядческого центра Романова-Борисоглебска – местной традиции иконописания некогда знаменитой, но сохранившейся неполно, открытой заново на рубеже XX-XXI веков. Имена мастеров на романовских иконах из рыбинского собрания отсутствуют, но по манере письма икону «Благовещения» исследователи относят к произведениям лучшего иконописца-романовца Максима Архиповского. Романовские иконы «Преображение», «Богоматерь «Благодатное небо»», «Сретение», «Святитель Николай» отличаются тончайшей миниатюрностью, виртуозным рисунком геометрически правильных форм с гибкими контурами складок, полнокровными орнаментами, самоценно-красивыми оттенками малиновых, перламутрово-охристых, сливово-серых, густо травяных в колорите.

На выставке можно видеть исполненные в стиле модерн шитые хоругви, плащаницу и уникальный образ мученицы Ираиды – фрагменты убранства домовой церкви детского воспитательного приюта в Рыбинске, названного в честь купцов-благотворителей Н.И. Тюменева и А.Г. Баскаковой. Церковь располагалась в верхних этажах дома по ул. Чкалова/ 25 и была расписана артелью учеников Московского Строгановского училища под руководством В.Е. Егорова (1878-1960) – в будущем известного мастера кино-декорационного жанра, народного художника РСФСР. За свою дипломную работу – проект иконостаса приютской церкви в Рыбинске – Егоров был удостоен золотой медали.

Ценная реликвия – на первый взгляд неприметный образок Богоматери Тихвинской 1897 года с загадочной надписью на обороте «11 октября 1897 г., Гефсиманскiй скитъ. благословенiе о. Варнавы. А.У.». Оказывается, эта икона связывает едиными нитями нас сегодняшних с новомучениками и подвижниками благочестия ХХ века: нашего земляка епископа Андрея (князя Александра Ухтомского), расстрелянного в Волголаге, чтимого в лике святых в Уфимской и Казанской епархиях РПЦ, благословил прозорливый старец преп. Варнава Гефсиманский – духовный отец преп. Серафима Вырицкого, схиархимандрита Захарии, епископа Трифона (Туркестанова), философа К.Н. Леонтьева и др. Известно, что отец Варнава предрек будущее царю Николаю II и благословил на принятие мученичества.

Особый новый раздел выставки составляют произведения современных рыбинских иконописцев и ювелиров, продолжающие славные традиции церковного искусства Рыбинской земли. Это иконы местных святынь и святых: икона «Святой праведный воин Федор Ушаков» написана в мастерской «Лик» под руководством С.Б. Гусарина, «Богоматерь Ярославская» принадлежит письму Ольги и Александра Калининых, «Богоматерь Леушинская» и «Преп. Серафим Вырицкий» исполнены ювелиром Ириной Соловьевой. Этот раздел будет сменным.

Открытие выставки православного искусства из коллекций Рыбинского музея – большое и долгожданное событие для Рыбинска. Выставка – итог многолетней работы реставратора Е.А. Расторгуевой и искусствоведа И.Л. Хохловой по реставрации, изучению и публикации собрания.

Расписание

  • Вторник: c 09:00 до 17:00
  • Среда: c 09:00 до 17:00
  • Четверг: c 09:00 до 17:00
  • Пятница: c 09:00 до 17:00
  • Суббота: c 10:00 до 18:00
  • Воскресенье: c 10:00 до 18:00
  • ...

Цена

50 - 100 руб.
Событие выгружено автоматически. Портал «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал.
Читать подробнее
Другие события учреждения
Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть