Войти Версия для слабовидящих
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

12+

Выставка «С.М. Киров идет в окопы, чтобы прекратить национальную вражду ингушей и осетин»

Государственный музей политической истории России
 
с 12 февраля до 23 марта Все расписание

Картина, написанная художником Николаем Никодимовичем Яссиевичем в 1938 году по заказу Музея Революции, иллюстрирует уникальный исторический сюжет из истории Гражданской войны на Кавказе.

Год двадцатилетия начала Гражданской войны (1938) предполагал создание новых визуальных образов в музее, отражающих роль партии большевиков в ключевых периодах становления советского государства, в том числе и в вопросах разрешения межнациональных конфликтов. Музеем и художником был согласован сюжет картины, представляющий замирение горских народов и становление советской власти на Северном Кавказе. Какое же событие легло в основу сюжета картины и реалистичен ли образ, созданный художником?

Гражданская война на Северном Кавказе приобрела местный колорит – сказались существовавшие земельные, национальные и религиозные проблемы, завязанные в тугие узлы кавказскими войнами XIX века, усугубленные социально-экономическими противоречиями начала XX века. В одном из конфликтов, вспыхнувшем между осетинами из селения Ольгинское и ингушами из селения Базоркино в марте 1918 года, принимал участие Киров.

В феврале-марте 1918 г. в Пятигорске и Владикавказе проходил II Съезд народов Терека, аналог съездов Советов в других регионах России, на котором выступал и С.М. Киров, член партии большевиков. 10 марта 1918 г. к зданию, где заседал Съезд, подкатили арбы с трупами убитых в Ольгинском в сопровождении толпы осетин. Одновременно Осетинский национальный совет (один из органов власти, возникший после Революции и состоявший из осетинской националистической интеллигенции) направил жителям Базоркино телеграмму, угрожая вместе с казаками организовать наступление на село. Участники Съезда разъехались по сёлам в составе примирительных комиссий. Этот проходной эпизод впоследствии станет одним из опорных в биографии Кирова, ляжет в основу изобразительных полотен времен формирования культа советских вождей.

На картине безоружный Киров противостоит группе разъярённых вооруженных горцев. В правой руке Киров держит белый платок, знак перемирия, левой – останавливает враждующие стороны. Рядом лежит тело еще одного миротворца. Это – Султан Калабеков, балкарец, один из участников Съезда народов Терека. Согласно мемуарам, Киров и Калабеков шли по дороге Базоркино-Ольгинское, и шальная пуля насмерть сразила Калабекова, слегка задев и Кирова.

Эта картина была написана по заказу музея, что означает, что смыслы, заложенные в ней, идеологически выверены и однозначны. Если в прошлом царская (колониальная власть) не раз умиротворяла народы Кавказа при помощи казаков и армии, то советская власть (в этом и есть идеологический посыл картины) отправляет кавказским народам вестника новой жизни, большевистского вождя, вооруженного идеологией, которая принесет мир и благоденствие народам Кавказа. История показала, что в реальности в советский период межэтнические проблемы в кавказском регионе были приглушены, но не решены. С новой силой они вспыхнули на излете советской власти в конце ХХ века.

По свидетельству потомков художника, Николай Яссиевич давал картине другое название – «Киров в окопах под Владикавказом». Выставляемая картина – одна из немногих уцелевших довоенных работ художника. Во время войны снаряд попал в мастерскую Яссиевича в Институте живописи. Некоторые картины художника этого периода были изъяты и уничтожены в 1950-х гг., когда после смерти Сталина развернулась борьба против культа личности и тех, кто был с ним связан.

Николай Никодимович Яссиевич родился в 1902 году. В 1938 году с отличием окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (Академия художеств им. Репина). Учился в мастерской Исаака Бродского, которую после его смерти возглавил Борис Иогансон. С началом Великой Отечественной войны Яссиевич ушёл ополченцем на фронт, в 1943 году после контузии был комиссован. Н.Н. Яссиевич был секретарем партийной организации института, был лично знаком с Кировым, относился к нему с большой симпатией, создал целую галерею его образов. Умер художник в 1976 году.

Расписание

  • Понедельник: c 10:00 до 18:00
  • Вторник: c 10:00 до 18:00
  • Среда: c 10:00 до 20:00
  • Пятница: c 10:00 до 18:00
  • Суббота: c 10:00 до 18:00
  • Воскресенье: c 10:00 до 18:00
  • ...

Цена

200 руб.

Контакты

Государственный музей политической истории России
Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 2-4
Событие выгружено автоматически. Портал «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал.
Читать подробнее
Другие события учреждения
Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть