Выставки

Выставка «Ангелина Степанова»

Событие завершилось
16+

А.И. Степановой на сцене Художественного театра было создано более пятидесяти ролей. В её творчестве прослеживается и воздействие вахтанговской традиции: не отделяя себя от персонажа, актриса идёт на заострение образа. Ей свойственна сосредоточенность и неуклонность в том, как она ведет тему, будь то тема роли Бетси Тверской («Анна Каренина», 1937), с её холодным и развращенным жизнелюбием, или тема роли Ирины из «Трёх сестёр», в которой Степанова жила беспокойным ожиданием и обманувшейся верой в будущее (1940). По мнению Немировича-Данченко, «Три сестры» был лучший спектакль старого Художественного театра, блистал великолепным ансамблем.

Создаваемые Степановой сценические портреты отточены и нередко язвительны (Мариэтт в «Воскресении» по Толстому, 1930; Бетси в «Плодах просвещения», 1951; Калерия в «Дачниках» Горького, 1953); в лирических ролях (Маринька, «Николай I и декабристы», 1926; Аня, «Вишнёвый сад», 1928;) актриса была чужда сентиментальности и внутренне действенна.

С «Вишневым садом» будет надолго связана актёрская жизнь Степановой. В 1958 году она сыграет Шарлотту в постановке В.Я. Станицына. Степановой дано чувство жанра пьесы: старинной мелодрамы (Генриетта, «Сёстры Жерар» В. Масса по мелодраме Деннери и Кормона, 1927), салонной комедии (Гертруда, «Идеальный муж» Уайльда, 1945). Ей дано и разгадывать, что Станиславский называл «характерностью автора»: она шла от творческой личности Горького, играя Шурку в «Егоре Булычове» (1934); находила разгадку патетичной и непосредственной театральности Корнейчука (Лида в «Платоне Кречете», 1935).

В 1930 году Степановой предстоял дебют в спектакле «Воскресение», поставленном Немировичем-Данченко. В эпизодической роли Мариэтт актриса покорила своим мастерством театральную Москву. МХАТ приучал молодых актёров к маленьким ролям и к чувству ансамбля. Мастер ансамбля с первых своих шагов, Степанова в поздних работах увлекается искусством дуэтов. В партнерстве с Кторовым («Милый лжец» Килти, 1962) проявляются основные свойства её дарования: чувство сценической формы, аналитичность, элегантная сдержанность, скрытый лиризм и юмор. На дуэт Степановой и Бабановой был рассчитан спектакль «Всё кончено» Олби (1979).

Её мощное актёрское создание — королева Елизавета в «Марии Стюарт» (1957) — было одновременно и разрешением проблемы «Шиллер и Художественный театр». Последние роли — госпожа Пернель в «Тартюфе» Мольера (1981) и Лика в «Московском хоре» Петрушевской (1988) — были блестяще сыграны Ангелиной Иосифовной Степановой. Как и большинство актеров второго поколения Художественного театра, Степанова выросла в особой, мхатовской среде, «золотого века» театра и, впитав в себя его творческий дух, передала его нам — благодарным и любящим ее зрителям.

Сведения предоставлены организацией Музей МХАТ и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна