Выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века»
В экспозиции представлено более 65 живописных и графических работ двух десятков художников от 1910-х до 1940-х годов, которые в разные периоды истории и по-разному были связаны со Средней Азией. Художники объединения «Голубая роза» –лишь одна из глав хроники «паломничества в страну Востока» передового отечественного искусства. Основные этапы этого почти полувекового путешествия и пытается восстановить выставка, не претендуя на академическую полноту, зато стремясь подчеркнуть индивидуальность каждого автора, его верность себе и одновременно вольную или невольную отзывчивость на требования времени.
Средняя Азия для русских художников первой половины прошлого века – мифический край, повод для вдохновения, а иногда просто игра воображения. Например, член общества «Бубновый валет» Илья Машков вообще никогда там не был, а его коллега Аристарх Лентулов добрался только до Крыма, что не мешало одному писать пряные восточные натюрморты, а другому – мечети и старые ханские дворцы. А если кто и доезжал до «Самаркандии» (если вспомнить название путевых заметок Кузьмы Петрова-Водкина, еще одного знаменитого героя проекта), то яркий солнечный свет, сумасшедшие краски икатов и затейливые орнаменты сюзане, космический силуэт Шахи-Зинда и каллиграфия Корана никого не оставляли равнодушными.
Средняя Азия была отдушиной не только для авангардистов, но и для традиционалистов, бежавших от плена советского официоза. Нынешняя выставка практически возвращает из небытия тончайшего живописца и графика, представителя «московской школы» Льва Крамаренко и его жену Ирину Жданко. Бытовые зарисовки, сделанные ими во время официальных поездок 1930-х годов и в трагической, стоившей Крамаренко жизни эвакуации в начале 40-х, не претендуют на новаторство, но отличаются тончайшим профессионализмом и свидетельствуют о зоркости глаза. Равно как и работы русского сезанниста Роберта Фалька, также созданные в эвакуации. На нынешней выставке даже соцреалист Семен Чуйков с его «Мальчиком с рыбой» (1924) кажется немецким экспрессионистом.
Восток будоражил, вдохновлял, преображал русское искусство. Его магию и энергию пытались разгадать и зафиксировать отечественные художники. А вслед за ними – нынешняя выставка.
Сведения предоставлены организацией Российский музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.